В России вступает в силу закон о банкротстве физических лиц. Это произойдет 1 октября. Закон пытались принять с начала нулевых годов, но каждый раз откладывали документ.

Мнения о нем разные. Кто-то называет закон ударом по банковскому сектору, кто-то напоминает, что это цивилизованная процедура, принятая во многих странах.

Четыре миллиона исков. Столько заявлений граждане подадут только в московские суды, прогнозируют в Министерстве экономического развития. Связано это с тем, что в столице прописано много российских банков. А, кроме того, по закону, чтобы стать банкротом, нужно задолжать минимум полмиллиона рублей — сумма больше актуальная для московского региона. И, скорее всего, в первую очередь в суды пойдут представители делового сообщества. По мнению опрошенных Business FM экспертов, это владельцы бизнеса, которые выступали поручителями кредитов. Или же индивидуальные предприниматели.

Елена Докучаевапрезидент «Секвойя кредит консолидейшн»«Брали кредиты как физлица, но брали в то же время на развитие собственного бизнеса. Вполне возможно, что в случае, если бизнес не пошел, и ИП никак не может расплатиться по кредиту и при том не имеет достаточных активов, на которые бы кредитор мог наложить взыскание. Для такого рода граждан появление закона о банкротстве возможность как финансового оздоровления, так и полного освобождения от всех долгов может стать хорошим выходом из ситуации».

По статистике ЦБ, банкам должны почти 40 миллионов россиян, то есть больше половины экономически активного населения. Общая сумма долга граждан превышает 10 трлн рублей. При этом 5 миллионов россиян не платят по своим кредитам на 1,3 трлн рублей. Есть мнение, что у российских должников теперь появится соблазн обмануть кредиторов. Переписать имущество на родственников и с легкой душой объявить о банкротстве. Адвокат Московской коллегии адвокатов «Князев и партнеры» Руслан Конорев говорит, что закон это предусмотрел.

Руслан Коноревадвокат Московской коллегии адвокатов «Князев и партнеры»«Если квартира или какое-то иное имущество непосредственно перед подачей заявления было либо подарено, либо продано по каким-то фиктивным договорам родственникам либо третьим лицам, то эти сделки в рамках процедуры банкротства будут оспорены, и имущество возвращено в конкурсную массу. То есть в то имущество, которое будет распределяться между кредиторами. Причем практика судебная уже устоявшаяся: по юридическим лицам такие сделки оспариваются весьма легко. Очень жестко суды к этому подходят».

Кто-то считает, что закон ударит по российской финансовой системе. Основной банковский бизнес, то есть выдача кредитов, становится более рискованным. Раньше должник платил не аккуратно, но платил. А сейчас если он банкрот, то не платит совсем. В Минэкономике настроены оптимистично. Закон обязывает вносить в кредитную историю сведения о банкротстве, а значит, доля плохих долгов снизится. В общем, мнений много. Если следовать букве закона, то банкротство физлиц — это не уход от долгов, а возможность нормализовать отношения с кредиторами — пролонгация, реструктуризация, продажа имущества и так далее. Это процедуры, принятые в цивилизованных странах. Для колорита процитирую с официального сайта одного авторитетного российского коллекторского агентства: «Обращайтесь — у нас есть опыт по отправке должников в зону!»