Департамент по борьбе с финансированием терроризма Минфина США начал расследование в отношении концерна Toyota. Автопроизводителя попросили объяснить, каким путем сотни и тысячи новых внедорожников попадают к террористам группировки ИГИЛ (деятельность этой организации запрещена в России). Как японские внедорожники с установленными в кузове пулеметами стали символом ИГИЛ, и чем это грозит компании Toyota?

Террористы ИГИЛ явно имеют слабость к японскому качеству и надежности. Модели Land Cruiser и Hilux регулярно фигурируют в пропагандистских видео. Например, на параде после взятия нынешней де-факто столицы халифата города Ракка более двух третей машин были марки Toyota. Популярность объясняется поразительной выносливостью этого авто, говорит старший корреспондент ABC News Брайан Росс.

Брайан Россстарший корреспондент ABC«Пикап Toyota Hilux — это тот еще «крепкий орешек». В свое время на шоу Top Gear с ним что только ни делали: топили, сбрасывали на него домик-трейлер, даже взрывали под ним 70-метровый дом. Машина все равно ехала. Надежность и устойчивость к повреждениям сделала Hilux любимой машиной в зонах боевых действий по всему миру, включая и Сирию с Ираком. В пропагандистских видео ИГИЛ нередко появляется целая колонна машин, большинство из которых — Hilux и Land Cruiser. Информацией заинтересовался Антитеррористический департамент казначейства США. Ведомство направило компании запрос о содействии в выявлении каналов поставок автомобилей Toyota экстремистам. По оценкам иракского посла в США, в руках ИГИЛ находятся сотни подобных машин, многие из которых выглядят новыми».

Конечно, вряд ли Toyota намеренно поставляет будущие боевые машины одним из самых жестоких террористов в мире. Проблема — в сложности контроля за продажами на Ближнем Востоке. В Сирии продажи этих моделей Toyota были завершены еще в 2012 году, однако на следующий год в соседнем Ираке они взлетели в разы, что говорит о распространенности перекупщиков. Так же ситуацию объяснили и в самой компании, сообщает CBS.

«Автопроизводитель утверждает, что им неизвестно, как машины попали в руки ИГИЛ, и что они будут всячески содействовать расследованию. Видимо, им совершенно не нужна слава поставщика ИГИЛ. Представитель компании заявил, что Toyota твердо следует своей политике не продавать автомобили, если существует риск их модификации и использования в какой-либо повстанческой деятельности. Он также отметил, что компания не может отслеживать дальнейшую судьбу машин, которые были украдены или приобретены перекупщиками».

Кроме того, никто не говорит, что сияющие машины на парадах не могут быть подержанными. Два года назад владелец небольшой сантехнической компании в Техасе продал свой пикап, а недавно он увидел в Интернете собственный логотип на двери боевого джипа ИГИЛ.

Пока США ищут и перекрывают каналы поставок, в Интернете шутят про выпущенную компанией в 2004 году модель Toyota Isis. Говорят, что совпадение названия с английской версией аббревиатуры ИГИЛ — это подозрительно.