Можно ли сохранить «Трансаэро»? И в чем причины бедственного положения крупнейшего частного авиаперевозчика России? Проблема даже не в топ-менеджменте «Трансаэро», говорят все опрошенные нами эксперты. В компании работают очень хорошие управленцы. Главной причиной краха стал экстенсивный путь развития, который выбрали собственники. Объясняет гендиректор консалтинговой компании ИНФОМОСТ Борис Рыбак.

Борис Рыбакгендиректор консалтинговой компании ИНФОМОСТ«Общая стратегия состояла в том, чтобы с помощью высокопроизводительных, больших, огромных самолетов предложить рынку большую провозную мощность, и с помощью этого захватить большую часть рынка. Это расширения требовало, собственно перевозок, вне зависимости от того, являются ли они экономически оправданными, или нет. «Трансаэро» демпинговала, и еще как, в этом нет никаких сомнений. И это абсолютно универсальная модель. Она бы имела право на существование, если бы не произошло кардинальное изменение политико-экономической обстановки».

В кризис россияне стали меньше летать, особенно за рубеж. А «Трансаэро» продолжала демпинговать, потом что другого выбора у компании уже не было. Пока самолеты перевозят пассажиров, они генерируют денежные потоки. А если взятые в лизинг лайнеры просто стоят на земле, они приносят компании еще большие убытки. На что рассчитывали в «Трансаэро»? Рассуждает директор по развитию в СНГ компании «Авиационный чартерный сервис» Сергей Вехов.

Сергей Веховдиректор по развитию в СНГ компании «Авиационный чартерный сервис»«Развив себя, благодаря своим связям, в большого перевозчика, они рассчитывали на то, что им всегда дадут денег, перекредитуют, и их не обрушат. Но схема эта работала хорошо, пока у нас экономика была в более-менее в приличном состоянии, а как только мы вошли в реальный кризис, поддерживать их стало не на что. Все очень просто, они набрали техники, за технику надо платить в валюте, а рубль обрушился, а выручка у них рублевая, вот и все».

Что будет с компанией, похоже, сейчас не знает никто, даже ее сотрудники. Говорит председатель профсоюза работников «Трансаэро» Дмитрий Савишин.

Дмитрий Савишинпредседатель профсоюза работников «Трансаэро»«Была неофициальная информация о том, что с понедельника начнут выдавать всем уведомления о сокращении. Никто не получил ни одного уведомления. Сейчас, ни сотрудники, ни мы как профсоюз, к сожалению, не владеем информацией, что будет. Единственное, что нам остается, это ждать официальных каких-то сообщений».

В федеральном бюджете денег на спасение «Трансаэро» нет. Да и с чего бы государству спасать пусть и вторую по величине, но все-таки, частную авиакомпанию? «Аэрофлоту», который, как предполагалось ранее, возьмет в управление «Трансаэро», на самом деле, это тоже не нужно. Потому что вместе с конкурентом ему достанется и 250 миллиардов рублей обязательств перед кредиторами. Тогда проблемы возникнут у самого национального авиаперевозчика.

А долги «Трансаэро» будут только нарастать. Выручка «Трансаэро» драматически упала. В сентябре она составила 700 миллионов рублей против почти 8,5 миллиардов среднемесячных в первом полугодии, передает «Интерфакс». Вот и получается, что наиболее реалистичным сценарием является, все-таки, банкротство «Трансаэро».