Российская авиация нанесла удары по шести десяткам объектов в Сирии. В частности, были уничтожены артиллерийская позиция, полевой штаб, минометная батарея и десяток боевых джипов, сообщил генерал-майор Игорь Конашенков.

Основные цели были расположены в провинциях Хама, Латакия и Идлиб на северо-западе страны — именно в этом направлении наступает сирийская армия. Кто контролирует эти территории, и почему Асад двинулся в сторону гор?

Согласно открытым источникам, среди вооруженных групп в Сирии насчитывается более 200 различных формирований — от мала до велика. Условно их можно разделить на пять сил. Сторонники Асада, в том числе, армия и «Хезболла». Курдские отряды самообороны. ИГИЛ. Аффилиат «Аль-Каиды» «Фронт ан-Нусра». И наконец, так называемая «сирийская умеренная оппозиция» — к ней причисляют порядка 70 различных группировок. Рассказывает журналистка Анхар Кочнева, побывавшая в плену у сирийских повстанцев.

Анхар Кочневажурналист«Я могу сказать, о чем я слышала сама от боевиков. Они рассказывали о том, что когда-то был единый центр командования, все деньги приходили в одну организацию, потом многие решили, что могут так же получать отдельно помощь из-за рубежа, и начали организовывать какие-то собственные отряды. Опять же, не надо думать, что это все люди, которые входят в эту группировку, что это люди, которые там воюют, убивают, это очень часто блокированный анклав, но они не воюют, они просто живут обычной жизнью».

Грубо о расстановке сил в Сирии: западная часть страны — Асад, на севере — курды, территории в центре и на востоке — ИГИЛ. Путаней всего в горах на северо-западе — там перемешаны исламисты и «умеренная оппозиция», и именно туда наступают силы Асада. Об этом говорят сводки сирийских и российских военных. Об авиаударах по столице ИГИЛ, городу Ракка, тоже сообщается, но почти без конкретики. Причина в том, что биться за пустыню в центре страны никто не станет. Говорит политолог Анатолий Несмеян.

Анатолий Несмеянполитолог«То, что наша авиация сейчас бомбит именно эти районы, это вполне логично. Наступление развивается именно так, потому что конфигурация линии фронта такова, что войска Асада практически не соприкасаются с «Исламским государством», только на очень небольших участках и направлениях. В основном они, действительно, на севере и в центре страны соприкасаются именно с боевиками так называемого исламского фронта, куда входят несколько крупных исламских группировок — «Лива Айшам», «Сукр аш-Шам», «Ахрар аш-Шам», частично распавшаяся «Сирийская свободная армия».

Сирийское государственное агентство «Сана» называет всех соперников Дамаска просто боевиками. ИГИЛ или курдов отличить еще хоть как-то можно, но вот в северо-западных регионах даже местные жители не знают, кто именно контролирует горы в паре десятков километров от них. Говорит житель Латакии Самар Осман.

Самар Османжитель Латакии«Понимаете, этих террористов уже не понять — у них столько разных группировок стало. Источник один: это «Джабхат ан-Нусра». А от неё уходит очень много разных вот этих названий. Просто, люди, террористы, которые воюют, которым главное — убивать. Каждый день появляются какие-то новые, исчезают какие-то названия — они выходят по какому-то средству массовой информации и называют себя: мы такие-то. Я их называю террористами, кто бы они ни были. Названия они каждый день могут менять, могут перейти в эту сторону, в ту сторону, и обратно идут».

Довольно остроумно ситуацию с американской поддержкой «умеренной оппозиции» обыграло российское посольство в Лондоне. На опубликованной в Twitter диппредставительства картинке изображены несколько совершенно одинаковых боевиков в масках. И подпись: «Задачка со звездочкой: вооружи правильного повстанца».