Еще в сентябре стало известно, что Минфин, чтобы избежать непопулярных сокращений бюджета предложил изъять у нефтяных компаний часть прибыли от девальвации. И сделать это путем смены формулы расчета НДПИ. Затем прошло совещание у премьера Дмитрия Медведева, где было принято решение налог все-таки не повышать.

Тему продолжили обсуждать на инвестфоруме в Сочи, где председатель правительства встретился с представителями деловых кругов. Аргументы крупнейшего игрока российского ТЭК высказал глава «Роснефти» Игорь Сечин. Цитата с официального сайта госкорпорации.

«Анализ публичной финансовой отчетности за 1-е полугодие 2015 г. по 6-ти крупнейшим публичным российским нефтяным компаниям подтверждает ключевой вывод — российская нефтянка не получила никаких дополнительных доходов от изменения стоимости национальной валюты. К сожалению, эксперты Минфина в своих выводах игнорируют тот факт, что почти половина поставок нефти производится на внутренний рынок и никакого девальвационного эффекта не генерирует».

По словам президента «Роснефти», валютная составляющая в доходах компании от экспорта нефти и нефтепродуктов в значительной части направляется на прямые валютные расходы по обслуживанию долгового портфеля, закупки импортного оборудования и оплату поставщиков. Кроме того, Игорь Сечин отметил, что средства идут на финансирование зарубежных проектов (в том числе шельфовых), а также на налоги, зависимые от валютного курса, такие, как НДПИ, таможенные пошлины и другие.

У сторонников повышения налоговой нагрузки на нефтяников основной довод такой: это нужно сделать, чтобы не резать социальные расходы бюджета. Противники, а их все-таки большинство, говорят, что такая мера лишь один раз поддержит российскую казну. Негативных же последствий гораздо больше, и они глобального характера.

Нефтяникам придется сократить инвестиционные программы, что отрицательно скажется на добыче. Следовательно, это отразится и на российском бюджете, только в перспективе нескольких лет. Причем опыт такой у страны уже есть, отмечают экономисты.

Сергей Хестановсоветник по макроэкономике генерального директора брокерского дома «Открытие»«На части месторождений с достаточно высокими затратами на поддержание добычи это неизбежно приведет к тому, что эти затраты будут сокращены. Как следствие, добыча с этих месторождений, которые и так находятся в стадии падения добычи, заметно упадет. Этот процесс очень хорошо иллюстрирует динамика нефтедобычи позднего СССР. Когда цены падали, средств, которые оставались в распоряжении нефтяников, оставалось все меньше и меньше. Соответственно, правительство оказывало давление на нефтяную отрасль в пользу изъятия денег, как следствие — сильно упала нефтедобыча».

Для части месторождений это падение может стать фатальным, так как после него нарастить добычу будет очень проблематично, отмечает аналитик. По сути, приходится выбирать между тем, чтобы получить деньги сейчас, зная, что добыча упадет в будущем и тем, чтобы отказаться от изъятия средств у нефтяников, но что гарантирует сохранение как минимум нынешнего уровня добычи на среднесрочную перспективу.

Эксперты обращают внимание, что государство и так забирает в качестве налогов у нефтяных компаний 82% доходов. И ранее власти обещали не повышать фискальную нагрузку для нефтяников в течение нескольких лет. Когда так резко меняются правила игры, в стране страдает инвестклимат. Но есть и еще одно весьма ощутимое последствие, к которому может привести изменение НДПИ, рассказывают наблюдатели.

Эльдар Касаевчлен экспертного совета Союза нефтегазопромышленников России«Мы можем получить дефицит нефтепродуктов, в частности бензина. Мы и так экспортируем бензин из Белоруссии и Финляндии, но сейчас там временные трудности с этим. Дело в том, что мы, следуя за стандартами, все время повышаем уровень: Евро-4, Евро-5, даже разговоры идут про Евро-6. Мы здесь в «прокрустовом ложе» находимся. С одной стороны нужно и внутренними силами располагать, коих немного сейчас в нынешней ситуации. Но и за рубежом мы тоже не можем брать большие объемы, потому что это и стоит дорого, и в должном количестве нет бензина. Поэтому здесь с НДПИ проблема сложная, и Дмитрий Медведев совершенно справедливо услышал экспертов нефтяной отрасли, и ставку оставили прежней».

Раз уж мы затронули тему перехода на более высокие стандарты топлива, обратим внимание на еще одно недавнее сообщение. «Роснефть» заявила, что завершит в срок переход своих нефтеперерабатывающих заводов на производство топлива экологического класса Евро-5. В корпорации отмечают, что окончательно завершили переход на выпуск моторных топлив по высшему стандарту «Куйбышевский НПЗ» и «Новокуйбышевский НПЗ», входящие в самарскую группу заводов «Роснефти». Подобные сообщения также стоит обсуждать в свете споров о повышении налогов, замечают аналитики.

Виталий Крюковдиректор аналитической компании Small Letters«Учитывая, что у нас и в 2016-м году остается действие нормы Евро-4, поэтому нет сейчас такой спешки с переходом на Евро-5. Но инвестиции были сделаны, готовилось, что с нового года будет переход на Евро-5. Учитывая то, что НПЗ уже перешли на новый стандарт, это позволит им сэкономить на акцизах и окупить инвестиции, которые ранее были сделаны. При условии, что власти не увеличат налоги на топливо, в целом это закладывает фундамент для будущего».

Возвращаясь к главной теме последних недель для российского ТЭК, аналитики вспоминают советский анекдот о том, как правительство просило у руководителя «Главтюменьнефтегаза»: «Дай 3 миллиона тонн нефти сверх плана, а то с хлебушком совсем плохо». Если сейчас необдуманно повысить налоги для отрасли, то с миллионами тонн сверх плана в будущем возникнут проблемы, как и с «хлебушком» — иронично замечают эксперты.

Наконец, приведем цифру, связанную с ростом добычи российских нефтяников. Поводом для ее публикации стал юбилей «Роснефти». 20 лет назад правительством был подписан указ об учреждении ОАО «НК «Роснефть». В связи с этим, корпорация сообщила, что сейчас производит 38% всей российской нефти и за эти годы увеличила добычу на 1614%.