Последить за судьбой Солошенко в суд приехал украинский консул Геннадий Брескаленко. Однако общаться с российскими журналистами он не стал. Родственников и друзей подсудимого не наблюдалось. Сам Солошенко — щуплый старичок в светло-бежевом костюме — взирал на репортеров с удивлением.

Поскольку на его деле стоит гриф «секретно», судья Дмитрий Расновский зачитал только вводную и резолютивную часть приговора.

Чтобы рассмотреть уголовное дело Солошенко, тройке судей потребовалось всего 4 заседания: весь процесс, который начался 1 октября, занял две недели. Заседания проходили в закрытом режиме. Свою вину подсудимый предпочел признать. Прокурор предлагала для фигуранта минимальный срок — 10 лет заключения.

Ниже низшего предела

Однако суд назначил ему наказание ниже низшего предела, чем предусматривала статья 276 УК РФ, по которой Солошенко был осужден. За шпионаж бывшему работнику «оборонки» грозило от 10 до 20 лет лишения свободы.

73-летний Солошенко был задержан 5 августа 2014 года в Москве, куда он приехал с деловой поездкой. По словам его сыновей Александра и Владислава, в столицу отец отправился, чтобы встретиться с одним из своих деловых партнеров — выйдя на пенсию в 2010 году, он не оставил работу и занимался посредничеством: за 50 лет в оборонной промышленности он наладил множество связей. «Так что и на пенсии к нему обращались, что с одной, что с другой стороны», — рассказывал сын подсудимого Александр после задержания отца. В то, что тот шпионил для Украины, родственники и коллеги Солошенко не верят, ведь предприятие, которым 20 лет руководил он, выживало за счет российских заказов. Как утверждал сын Солошенко Александр, его отца подставил деловой партнер, который и выманил его в Москву. Как именно Солошенко нарушил закон, в суде так и не прозвучало.

Как позже рассказал Business FM адвокат Солошенко Сергей Блохин, его подзащитному вменили попытку вывезти секретные документы и элементы российской военной техники. От дальнейших комментариев адвокат воздержался, сославшись на подписку о неразглашении данных предварительного следствия.

Вместе с тем, как сообщила в среду Федеральная служба безопаности, Солошенко был задержан сотрудниками ФСБ при попытке купить секретные комплектующих к зенитно-ракетному комплексу С-300.

Он считается одним из самых мощных комплексов ПВО в мире. На базе ЗРК С-300 разработана новейшая система С-400, способная вести огонь как новыми ракетами, так и использовать боезапас своего предшественника.

По данным российских спецслужб, Солошенко действовал от имени укранского завода «Генератор» и корпорации «Небо Украины», а планируемые к покупке изделия предназначались для восстановления средств ПВО Украины.

Оглашая приговор, суд обратил в доход государства 6 тысяч долларов, которые были изъяты у подсудимого после задержания и хранились в ФСБ. Как пояснил адвокат осужденного, это был аванс за так и не поставленное военное оборудование.

Решение не обжаловать

Довольно мягкое наказание Блохин объясняет совокупностью обстоятельств, которые суд признал исключительными: пожилой возраст подсудимого, признание им вины, помощь в раскрытии преступления, состояние здоровья и безупречный послужной список. «Мой подзащитный награжден орденом Дружбы народов и различными медалями», — сообщил Геннадий Блохин.

По закону, сторонам дается 10 дней для обжалования приговора. Однако подавать апелляцию Солошенко не намерен. «Его желание не обжаловать этот приговор я принимаю как должное», — сказал адвокат, добавив, что обязан разделять позицию своего клиента «даже если она неправильная».

Юрист не исключает возможности экстрадиции осужденного на Украину для отбытия срока. «После вступления приговора в силу этот вопрос будет решаться компетентными органами России и Украины совместно с посольством этой страны», — сказал юрист.

Юрий Солошенко на протяжении 20 лет возглавлял госпредприятие «Производственное объединение «Знамя». Завод являлся крупнейшим производителем изделий для средств ПВО. Ранее он производил системы радиоэлектронного вооружения, такие как «Оса», «Бук», Тор», «Тунгуска». До 2010 года Минобороны России заказывало на заводе комплектующие к зенитно-ракетным комплексам. В 2008-2009 годах его пытались продать, чтобы привлечь инвестиции, но в 2012 году признали банкротом. За два года до этого Солошенко вышел на пенсию.

По данным ФСБ РФ, органы безопасности не раз пречекали попытки граждан Украины приобрести в России и вывезти контрабандным путем продукцию военного назначения.

Так, в декабре 2014 года из России был выдворен гражданин Украины Денис Данченко, прибывший в Москву для незаконного приобретения секретных клистронов и магнетронов к С-300 и «Бук-М1».

Как к Солошенко не пустили адвокатов

Российский адвокат из «Команды 29» Иван Павлов, известный участием во многих «шпионских» делах, весной и летом этого года пытался стать защитником Юрия Солошенко. Он и его коллега Евгений Смирнов заключили соглашение с родственниками пенсионера на оказание ему юридической помощи. Однако следователи не дали юристам разрешения на свидание с обвиняемым.

«В Лефортовском СИЗО нас отказывались допускать к нашему подзащитному, который 73-й день рождения встретил в изоляторе. В результате следователи убедили Солошенко отказаться от наших услуг», — сказал защитник. По словам юриста, у Солошенко остался предоставленный следователями адвокат «по назначению», который, по всей видимости, и посоветовал ему признать вину.

В среду стало известно, что депутат-единоросс Рафаэль Марданшин подготовил законопроект, позволяющий адвокату встречаться со своим подзащитным в СИЗО без разрешения следователя. Он полагает, что для свидания адвоката со своим клиентом должно быть достаточно удостоверения адвоката и ордера, который выписывается на основании соглашения с подследственным или его родственниками. Марданшин просит Госдуму внести соответствующие поправки в Уголовно-процессуальный кодекс.

В настоящее время известно о нескольких делах, связанных со шпионажем в пользу Украины. Так, на прошлой неделе Брянский областной суд приговорил к 12 годам лишения свободы россиянина Виктора Шура, проживавшего в Чернигове. Он был признан виновным в госизмене (ст. 275 УК РФ) за то, что собирал для государственной погранслужбы Украины сведения об одном из российских военных объектов.

С 31 января 2015 года в СИЗО находится бывший военнослужащий Черноморского флота Сергей Минаков. Ему вменяется шпионаж (статья 276 УК РФ). Данные о его уголовном деле засекречены.