Трое сирийцев, один из которых сирийский палестинец, не имеющий гражданства, въехали на территорию России два года назад. В марте 2014-го один из них подал заявку на статус беженца, которая была отклонена. В апреле того же года их арестовали в швейной мастерской в Малоярославце.

Суд признал всех троих виновными в нарушении миграционного законодательства. С тех пор двое из них находятся в Центре размещения мигрантов, третий сбежал. Но еще до побега мигранты с помощью правозащитников составили иск и направили его в ЕСПЧ, который, в свою очередь, постановил всех освободить и выплатить каждому из истцов по 9 тысяч евро морального ущерба и еще 8,5 тысяч на судебные издержки.

Как им удалось достучаться из Малоярославца до Страсбурга, остается загадкой. Но факт. В коммюнике суда говорится, что в отношении истцов были нарушены: право на свободу и безопасность, а также право на безотлагательное рассмотрение судом правомерности его заключения под стражу.

Россия является членом ПАСЕ, соответственно, теоретически должна выполнять решения страсбургского суда. Но будет ли? Своими мыслями с Business FM поделился председатель правления Московского юридического агентства Алексей Линецкий.

Алексей Линецкийпредседатель правления Московского юридического агентства«Дело в том, что сами страны, которые мы считаем образцом правового поведения и соблюдения прав человека — Германия, Италия — далеко не все решения выполняют. Думаю, что Россия займет позицию, что мы должны будем рассмотреть это решение с точки зрения соответствия его Конституции РФ, и тогда РФ это решение, возможно, исполнять не будет. В том числе, это связано с тем, чтобы создать прецедент, что любой мигрант, который незаконно находится на территории РФ, задержан, будет получать по 9 тысяч евро. Я думаю, что это может вызвать определенный ажиотаж среди мигрантов и повысить привлекательность России для незаконной миграции».

Но здесь надо учитывать, что данное решение ЕСПЧ относится не ко всем мигрантам, а только к сирийским, так как там идет война. Выходцам из Средней Азии, традиционно обитающим в России, 9 тысяч евро не светит. Да и сами сирийцы не особенно рвутся к нам. Их более привлекает Европа, говорит председатель правозащитной ассоциации «Агора» Павел Чиков.

Павел Чиковговорит председатель правозащитной ассоциации «Агора»«Они, как правило, используют Россию в качестве транзитной страны для поездок дальше. Прежде всего, в Европу. Мне известно о том, что большая группа сирийцев пересекла российско-норвежскую границу в Мурманской области и попросила убежище не так давно. И норвежские суды приняли решение их вернуть в Россию, поскольку суд признал, что они могут вполне безопасно разместиться и в России. Для этого им не нужно ехать в Норвегию. Таково было решение норвежского суда. Каково будет решение российского суда в случае, когда их примут на границе — это большой вопрос. Потому что возникают, безусловно, вопросы, связанные с законностью их пребывания на территории РФ».

Решения может быть два — либо отправить их в ту страну, откуда они прибыли, либо дать статус беженца, если попросят. Впрочем, в России таковых не так уж и много. Как нам сообщили в ФМС, с начала этого года с ходатайством о признании беженцем или с заявлением о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации обратились 912 граждан Сирии. По сравнению с сотнями тысяч, штурмующих Европу, это просто ничто.