В Риме проходит крупнейшая выставка «Россия в пути. Самолетом, поездом, автомобилем». Картины для нее предоставили Третьяковка и Русский музей, а организатором выступил Институт русского реалистического искусства. Шедевры из России выставляются там одновременно с Пикассо, Ван Гогом и Дега.

Российская выставка занимает центральную часть Палаццо Делле Эспозицьони. Это главная выставочная площадка в Риме — своеобразный аналог нашего Манежа. Сезон открывают сразу три экспозиции. На гастроли шедевры из своих коллекций привезли вашингтонская галерея Филлипса и парижский Орсе. России отдано больше всего места: восемь тысяч квадратов на шестьдесят работ.

Марио Де Симонидиректор Палаццо«Искусство и культура преодолевают политику. Эта выставка — лучшая демонстрация дружбы России и Италии. Эта экспозиция — своеобразное продолжение выставки русского реализма, которая была у нас четыре года назад. Думаю, посетителям будет очень интересно посмотреть на то, как жили в Советском Союзе в 50-60-е годы. Ведь выставка не только о темах транспорта, она еще и о жизни».

Четыре года назад здесь были Родченко и Дейнека. Сейчас, кроме вещей из коллекции Института русского реалистического искусства, представлены работы из постоянной экспозиции Третьяковки: Лабас, Петров и «Новая Москва» Юрия Пименова. Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова не видит в соседстве с французами и американцами на главной площадке Италии ничего необычного.

Зельфира Трегуловадиректор Третьяковской галереи«У нас нет никакого сложного санкционного сопротивления со стороны западных коллег по поводу участия российских музеев в международных выставках. Наоборот, мы продолжаем работать со всеми, с кем мы работали раньше. Мы наращиваем международные контакты, потому что мы все являемся одним сообществом. Мы прекрасно понимаем, что культурные связи — это то, что надо укреплять и поддерживать именно в это сложное санкционное время. На нас лежит особая ответственность и особая роль — поддерживать эти связи вопреки сложностям политической жизни и иногда недальновидности политиков».

Автор концепции Института русского реалистического искусства — коллекционер и банкир Алексей Ананьев. Он является председателем совета директоров Промсвязьбанка, главного спонсора выставки. The Forbes оценивает состояние Ананьева в 1,25 млрд долларов. К чести господина Ананьева, о вложениях он не говорит ни слова.

Алексей Ананьевколлекционер и банкир«Когда мы говорим о санкциях, я имею в виду некий общий фон. В первую очередь те риски, которые возникают при перемещении культурных ценностей, связанные с кейсом ЮКОСа. Мне гораздо важнее даже организационная помощь со стороны Минкульта, нежели ее финансовая часть. Почему? Потому что санкционная тема встает в полный рост. Нам удалось благодаря эффективной работе как на итальянской стороне, так и на нашей стороне подготовить и исполнить всю необходимую документацию, которая, с одной стороны, позволила нам вывезти шедевры из России. С другой стороны, получить необходимые гарантии, касающиеся сохранности и возвратности этих работ».

Интерес к Палаццо в эти дни в Риме колоссальный: кризисные годы, привозных выставок мало даже в Италии. Весь город увешан афишами, напротив пространства на Виа Национале останавливаются туристы: повысить интерес к музеям — часть программы местного департамента культуры. Выглядит все потрясающе. Кстати, в конце января российскую выставку можно будет увидеть в Москве.