Сергей Собянин руководит Москвой уже пять лет. Каковы итоги этого срока? Как говорит экс-министр экономики, научный руководитель ВШЭ Евгений Ясин, выводы о намеченной для себя Сергеем Семеновичем программе-максимум делать можно, и план этот нелегкий.

Евгений Ясинэкс-министр экономики, научный руководитель Высшей школы экономики«Какие-то выводы сделать можно, какой он составил для себя план. Я бы сказал, что план тяжелый. Но, в конечном счете, я бы отозвался положительно. У меня был определенный период, когда я общался с господином Собяниным, он был руководителем аппарата премьер-министра, тогда им был Путин. Мы подчинялись, как школа, Собянину, встречались иногда. По-моему, очень позитивный человек, не ради слова готовый вам помочь, когда к нему обращаются. Что касается его работы в качестве мэра, конечно, все сравнивают — как было хорошо с Лужковым, Собянин хуже. Я не вижу этого, честно вам говорю. Лужков был намного дольше и вызывал в свое время тоже крайне критические мнения у большинства людей. Сейчас наиболее сложная и опасная операция, которую проводит Собянин, это реструктуризация московского уличного движения, платность парковки. Я понимаю, что, в конце концов, хорошо или плохо, это тот путь, которым прошли большинство крупных городов в других странах, культурных странах, более чем мы культурных, и это оставило определенные следы. А у нас еще пока сказываются в основном только те неувязки, непорядки, отставание с одним, опережение другого, что вызывает такие неприязненные высказывания относительно Собянина, особенно со стороны автомобилистов. Но мне легче, я не автомобилист».

Сергей Собянин показал, что готов идти на давно назревшие тяжелые, непопулярные решения, абсолютно необходимые городу, но не безобидные, считает директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин​.

Михаил Блинкиндиректор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ«Самый характерный пример из моей сферы: в Москве следовало упорядочить парковочный режим, в частности вводить плату за парковку, наверное, лет 15 назад — в самом начале 2000-х. Собянин вместе со своей командой на это пошли. Это вопрос не просто технический — поставить паркоматы или ввести SMS-платежи и так далее, это вопрос политики, жесткий, рискованный, непопулярный, но абсолютно необходимый шаг, потому что, судя по опыту городов мира, нигде это не вызывало аплодисментов, но это необходимо было делать в крупных городах. Собянин это сделал, и это очень характерный пример.Пункт второй: координации в транспортно-строительной сфере между Москвой и Московской областью не было как таковой. Мы уже смеемся, конечно, но Москву архитекторы рисовали как глобус. Они строили планы развития Москвы, игнорируя область, соответственно, территориальный план выглядел как бублик и черное пятно в центре — Москва. Координации не было. Между администрациями были достаточно воинственные отношения. В Москве, сколько работает Собянин, действует абсолютно дееспособный координационный совет по развитию транспортной системы Московского региона — и области, и города.Третий вопрос. Я знаком со значительной частью его команды. Я не могу сказать, что я с этими людьми не ругаюсь и что у меня с ними ангельские отношения, что они все замечательные и так далее, но это молодые, яркие, самостоятельные люди. Лицо любого градоначальника представляет его команда.Четвертое обстоятельство. В Москве за время правления Собянина сделаны рекордные за обозримое время инвестиции в развитие системы общественного транспорта. Речь идет, во-первых, о метростроении, во-вторых, о кардинальном обновлении парка подвижного состава наземного транспорта. В-третьих, что, наверное, самое главное, у нас впервые после начала сооружения Московского метрополитена в 1934 году будет введена в будущем году принципиально новая для города транспортная система — я имею в виду Малое кольцо Московской железной дороги. Это чрезвычайно важный проект с очень большими градостроительными последствиями. Это позитивные вещи, но в заключение должен сказать, что есть огромное количество нерешенных проблем».

Главный редактор и гендиректор «Независимой газеты» Константин Ремчуков считает, что нынешний мэр столицы оказался не просто трудоголиком, а результатоголиком.

Константин Ремчуковглавный редактор и гендиректор «Независимой газеты»«Мне пришлось беседовать со многими людьми, которые так или иначе реализуют проекты в Москве, они поражаются именно его зацикленности на результатах, достижениях. Например, новых дорог построено 400 километров, новых дорожных эстакад и тоннелей — 110 или 112 километров, потом вот эти парки. Я иногда заезжаю в какие-то парки, в которые раньше даже страшно было зайти. Я не беру просто Парк культуры и отдыха, который превратился в аналог Центрального парка в Нью-Йорке, но таких крупных городских парков в Москве 80 штук было приведено в норму, а всего было построено, включая микрорайоны, тоже порядка 350-400 парков. Занялись благоустройством дворов. Мне нравится размах преобразований, строительский размах: 400 новых школ и детских садов, объектов спорта, какие-то бассейны, тренажерные залы для общего пользования, пешеходные зоны. У нас же такого понятия не было, а сейчас просто вдумайтесь — за 5 лет 232 километра пешеходных зон, 210 километров велодорожек. То, что фактически происходит сейчас с Москвой, это втягивание нас, москвичей, в стандарты лучших столичных городов мира. Но когда я не могу проехать куда-то по Дмитровке в субботу на машине, потому что она превращается в пешеходную улицу, мне как водителю, может, и не нравится, но я смиряю гордыню и либо иду пешком, либо объезжаю с другого конца. В целом, частных недостатков в таком гигантском и самое главное синхронном процессе с трансформацией Москвы много. Я выделяю только тренды, а тренды мне нравятся».

Политолог Олег Матвейчев называет Москву одним из самых безопасных городов мира.

Олег Матвейчевполитолог«Первое, что я хотел бы сказать, то, что не часто упоминают, и то, что прошло незамеченным: между Москвой и Подмосковьем установились дружественные партнерские отношения, потому что раньше отношения были враждебные, и это мешало развиваться Москве. Она оказалась заперта во МКАД, строились торговые центры, которые запирали магистрали основные, Москва не могла расширяться, строили здание на здании и так далее. Сейчас решаются не только эти вопросы, но и многие другие, и сама Москва тоже расширилась. Появилась Новая Москва, и это тоже позволяет решать очень многие вопросы. Второе, что я хотел бы отметить, это, конечно, благоустройство Москвы. Москва стала похожа на Москву, потому что раньше она была похожа на Шанхай. Здесь были всевозможные таблички, перетяжки, рекламы, брандмауэры, которые просто закрывали вид и Кремля, и так далее, такое впечатление, что уже на Спасской башне готовы были повесить какое-нибудь там Sony или Samsung. Это, конечно, было безобразие, рекламу, все это поубирали, поубирали ларьки, которые были и рядом со станциями метро, и во дворах, и были источниками криминалитета, то есть черная экономика. Сейчас все эти ларьки, которые не платили никаких налогов, они ушли, и нормальные магазины платят деньги в бюджет Москвы. И Москва стала безопаснее. Конечно, появились камеры слежения, которые есть везде, ненавязчивая милиция, вежливая, ходит, дружинники и так далее. Я думаю, Москва сейчас — один из самых безопасных городов в мире».

Вот как отзывается о нынешней обстановке президент Фонда «Институт экономики города» Надежда Косарева:

Надежда Косаревапрезидент Фонда «Институт экономики города»«Во-первых, до этих пяти лет у нас строительство в городе шло достаточно хаотично. Понять принципы, по каким реализовывались проекты, было очень сложно, а главное, наращивалось строительство жилья, которое было очень слабо обеспечено необходимой инфраструктурой. В том числе город задыхался от транспортных пробок и проблем. Конечно, постановка во главу угла необходимости согласования и баланса развития города — это очень важная тема. Она была поставлена на повестку дня, и было начато ее решение. Кроме того, наконец, в Москве стали понимать, что нужно не только экстенсивно развивать территорию города за счет, например, Новой Москвы, но и заниматься интенсивным развитием уже застроенных территорий, в частности, промышленных зон. Конечно, это очень правильно, давно назревший вопрос, который начали решать. За пять лет сдвинуть решение многих проблем в городе в таком огромном, как Москва, это очень сложно, поэтому количества проблем, мне кажется, осталось еще больше. Во-первых, создание для бизнеса благоприятных административных условий по прохождению всех процедур. Даже перевод в электронную форму услуг по получению разрешения на строительство, ввод и эксплуатацию — это хорошее дело, но там осталось такое количество большое процедур, которое надо оптимизировать, делать все это более удобным, комфортным и быстрым для инвесторов, например, в недвижимость».

Руководитель экспертного центра Probok.net Александр Шумский отмечает: не все реформы воспринимаются с позитивом.

Александр Шумскийруководитель экспертного центра Probok.net«Я думаю, что можно поставить твердую «четверку», если по пятибалльной шкале мерить, и это только потому, что очень сложно оценить результаты многих реформ, потому что на это требуется время. Пока многие из реформ воспринимаются эмоционально не очень хорошо, мы видим, что та же платная парковка вызывает вопросы, то же ЖКХ вызывает вопросы. Но, к сожалению, мы не можем перенестись на машине времени на пять лет назад и сравнить два города: Москва 2010 года и Москва 2015 года — это совершенно два разных города. Я уверен, что большинство москвичей хотело бы жить именно в существующем современном городе, потому что он стал намного удобнее, он стал безопаснее. И в плане транспорта мы сразу несколько реформ провели. Смешно сказать — мы думали, что мы никогда не избавимся от бомбил на «шестерках» затонированных, теперь это фактически ушедшее прошлое, уже стало официальное такси удобнее, комфортнее и безопаснее, и оно при этом недорогое. Мы навели порядок с парковкой, мы строим гигантскими темпами развязки и метро. Конечно, мы не получили еще город мечты, потому что мы за пять лет не могли справиться со всеми этими проблемами, потому что они были запущены в течение десятилетий. Если смотреть в перспективе на все, что строится, мне кажется, через время, город будет совсем не узнать. И с этой точки зрения, мне кажется, большинство москвичей все-таки видят и положительно оценивают эти изменения. Во всяком случае, я так оцениваю —с транспортной точки зрения мы действительно совершили несколько революций, практически не осталось сфер, где мы бы просто вообще ничего не делали».

Сергей Собянин фактически руководит городом с 21 октября 2010 года. На выборах он победил в сентябре 2013-го, а до того исполнял обязанности градоначальника.