Санкции могут вынудить Сбербанк выйти из бизнеса в ряде стран Европы. Об этом президент компании Герман Греф рассказал на встрече с инвесторами в Лондоне. По его словам, геополитическая ситуация повлияла на стратегию международного развития Сбербанка. Теперь банк планирует ее «переосмыслить»: он будет менее агрессивен с международным бизнесом и намерен его оптимизировать. Греф добавил, что Сбербанк останется в Европе, но будет развивать там цифровой банкинг.

Европейской дочерней сетью Сбербанка управляет компания Sberbank Europe AG, штаб-квартира которой располагается в Вене. Сейчас у российской кредитной организации есть структуры в Словакии, Чехии, Венгрии, Словении, Сербии, Украине и Германии. Президент Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс считает, что Сбербанк не закроет бизнес, а только переведет его в более щадящий режим.

Игорь Юргенспрезидент Всероссийского союза страховщиков«Смена ориентиров на Западе, то, как это прозвучало, означает, что пока санкции с РФ и со Сбербанка не сняты, западным инвесторам и западным регуляторам просчитать риски Сбербанка не удастся, потому что это просто запрещено, они будут рассматриваться как очень высокорисковый актив и очень высокорисковая организация. Те компании, банки, которые были приобретены Сбербанком, скорее всего, будут переведены в щадящий режим, но он не сворачивает этот бизнес, а просто его оптимизирует. Это показывает, что при определенном развитии событий осенью можно ожидать ослабления финансовых санкций, если минский процесс на Украине будет продолжаться в том разрезе, в котором он продолжается, а сирийский кризис будет заканчиваться Россией вместе с западными партнерами, как того, по-моему, хочет президент Путин».

Кроме Сбербанка в санкционных списках оказались ВТБ, Газпромбанк, Внешэкономбанк, Россельхозбанк и Банк Москвы. По словам Германа Грефа, инвестиционные перспективы сейчас не самые радужные для всех российских банков. Управляющий директор инвестиционной компании «Троя капитал» Марк Рубинштейн разделяет умеренно пессимистичный прогноз главы Сбербанка.

Марк Рубинштейнуправляющий директор инвестиционной компании «Троя капитал»«Безусловно, для европейского бизнеса Сбербанка это негативный момент, и он добавляется к тому, что сам европейский бизнес Сбербанка живет внутри той макроэкономической европейской ситуации, которая в последние годы не отличалась ни стабильностью, ни показывала тренды на рост. Я не думаю, что Сбербанк будет расставаться со своим европейским активом. Я думаю, что он будет пытаться это время пережить и дождаться более благоприятных макроэкономических и политических условий. Перспективы инвестиционного бизнеса в Сбербанке не очень радужные по той же причине, почему они не очень радужные для всех российских инвестиционных банков: когда большинство наших компаний закрывают доступ на эти рынки капитала, соответственно не нужна и посредническая деятельность. Я разделяю такого рода подход: господин Греф, скорее, предпочел быть чуть более пессимистичным, чем наоборот сделать перекос в другую сторону».

Одним из поводов для оптимизма стала позиция Сбербанка по украинским долгам. Герман Греф заявил, что значительных резервов для задолженностей не потребуется. По мнению экспертов, это означает, что риски по украинским активам снижаются и руководство банка рассчитывает на скорую стабилизацию ситуации в этой стране.