На платной трассе «Москва — Санкт-Петербург» со следующего года в течение трех лет будут испытывать грузовики «КамАЗ» без водителя, сообщают «Ведомости». Предполагается, что в колонне будет до 10 машин, причем водитель будет управлять лишь первым автомобилем и только в сложных условиях, остальные «КамАЗы» будут копировать движение головного авто.

В случае успеха «КамАЗы» поедут по «Шелковому пути» — от Хельсинки и Бреста до Пекина. Тестирование автомобилей началось в июне на полигоне в Подмосковье. Автоэксперт Игорь Моржаретто говорит, что испытания беспилотников на трассах общего пользования — нормальная практика в мире, но в России этому может помешать законодательство.

Игорь Моржареттоавтоэксперт«В России вдруг неожиданно впереди всех оказался «КамАЗ». Он получил, по-моему, достаточно большой гранд и обещает к 2020 году сделать уже чуть ли не серийные образцы грузовика. Кстати, теоретически схема достаточно проста: на сегодня есть понятный набор видеокамер, сенсоров, радаров, которые устанавливаются по кругу автомобиля — спереди, сбоку, сзади, они анализируют дорожную ситуацию, информация поступает на бортовой компьютер, он ее обрабатывает, и в соответствии с этим автомобиль едет по тому или иному маршруту и не попадает в аварию, потому как датчики работают лучше, чем человеческий глаз, и реагируют на изменение ситуации быстрее, чем обычный водитель. Почему выбрана трасса М11? Потому что она самая современная. На дороге тоже стоят радары, некие датчики, которые вступают во взаимодействие с такими же радарами и датчиками на грузовике, то есть это уже получается некая ИТС — интеллектуальная транспортная система. Сейчас на трассах общего пользования тестируют и американцы, и немцы, и все остальные зарубежные страны. Тут проблема, кстати, больше связана не с техникой, а именно с законодательством, потому что наше законодательство, по большому счету, не разрешает использование автомобиля без водителя. То же самое, кстати, во многих странах: в Америке только в некоторых штатах прописали — по моему, в Калифорнии и еще где-то — возможность использования такого автомобиля на дорогах общего пользования. Так что тут надо законодательно решить этот вопрос. Между прочим, во многих странах мира разговаривают о том, что в первую очередь откажутся от услуг водителя на пассажирском и коммерческом транспорте, потому что тут достаточно легко определить маршрут, проработать его — в общем, повысить уровень безопасности на дорогах».

Затраты на научно-исследовательские работы по беспилотному КамАЗу» гендиректор компании Сергей Когогин зимой оценивал в 5-6 млрд рублей, а запуск серийного производства — в 12 млрд.