На пробках можно заработать. Это сделал основатель компании VeeRoute Владислав Кудинов. Два года назад бизнесмен вывел на рынок систему оптимизации логистики. Программное решение, которое выстраивает идеальный маршрут доставки, следит за работой курьеров и позволяет оперативно перестраивать логистику, если что-то пошло не так: например, машина попала в ДТП. Идея, рассказывает Владислав, появилась в то время, когда он работал руководителем бизнес-инкубатора. Плохая доставка убивала перспективные интернет-магазины. Это надо было менять.

Владислав Кудиновоснователь компании VeeRoute«В начале была идея сделать собственную службу доставки, потом была идея сделать, что-то вроде Uber’а для курьеров. В итоге, поняли, что, в целом, в России сейчас достаточно плохо автоматизирован процесс доставки — нет нормального софта, который бы позволял управлять доставкой, курьерами, взаимодействовать с ними, выстраивать маршруты, и т.д. Очень многие компании (и это потом подтвердилось практикой) работают даже не на уровне 90-х годов. У некоторых вообще нет никакой компьютеризации».

Первая версия программы появилась весной 2014-го. К началу 15-го проект прошел точку безубыточности. В этом году компания достигла оборота в 30 миллионов. Среди клиентов малый и средний бизнес. Ставку делали на крупных игроков, вспоминает Владислав, но они оказались не готовы работать со стартапами.

Владислав Кудиновоснователь компании VeeRoute«Крупные компании не готовы сходу работать со стартапами, они ориентированы больше на проверенные решения. Просят: покажите, у кого это ещё сделано, давайте мы съездим к ним, посмотрим. Было, конечно, очень трудно их убеждать, даже показывая реальные цифры экономии. Мы в какой-то момент переключились на SMB — средний и малый бизнес, упростили осознанно версию продукта. Отключили часть функционала, чтобы сделать продукт максимально простым. И пошли продавать».

Почему разработка Владислава Кудинова не заинтересовала крупных игроков? Мы нашли человека, который два года назад изучал предложение стартапа для магазина «Озон». И отказался от работы с молодой компанией. В то время их продукт был еще сырым, говорит генеральный директор компании QIWI Post Андрей Чечин.

Андрей Чечингенеральный директор компании QIWI Post«С компанией VeeRoute мы общались полтора года назад, на тот момент сервис был очень сырой. Он не был готов к обработке большого количества заказов. Во-вторых, на тот момент у сервиса отсутствовало использование собственной картографии, они использовали карты «Яндекс» и Google, которые имеют определенную задержку в обновлении. И также этот сервис в тот момент не обладал глубокой интеграцией с устройствами, которые используют курьеры на маршруте, в виде связи с веб-приложениями, связи с контрольно-кассовой техникой, которая позволяла бы информацию, которая есть в системе, транслировать на чеки контрольно-кассовой техники».

Решение упростить функционал и продавать продукт малому и среднему бизнесу сыграло на руку стартапу. В следующем году компания планирует выйти на оборот в 200 миллионов. У нее два офиса — в Москве и Санкт-Петербурге, и штат из 30 человек. Построить команду — одна из самых сложных задач, говорит Владислав. Компания не могла себе позволить брать кого-то впрок. Новые сотрудники появлялись, когда возникала «пожарная ситуация». Бывали комические истории.

Владислав Кудиновоснователь компании VeeRoute«Переманили человека, долю ему пообещали небольшую и зарплату нормальную. Он начал хорошо работать, все настроилось. И тут он поехал на выходные в Москву, и в воскресенье нам пишет: «Ребята, извините, я расстался с девушкой, теперь я не могу поработать, мне надо уйти в астрал. Уехал в кругосветное путешествие, автостопом на год. Где-то до сих пор катается».

Почти у всех российских стартапов, поделился Владислав, проблемы с персоналом. В России не хватает IT-специалистов. Даже после сокращений и закрытия большого числа IT-проектов на рынке спрос опережает предложение. Ситуацию усугубил кризис. Разработчикам стало невыгодно работать на российские компании. Наши специалисты переключились на проекты в Западной Европе и США.

Владислав Кудиновоснователь компании VeeRoute«Средняя зарплата разработчика — 90 тысяч рублей. Вроде раньше это было три тысячи долларов, и это были достаточно большие деньги, сейчас это полторы тысячи. Если, допустим, разработчик пойдет просто на биржу, есть такие аутсорсинговые биржи, где ты можешь просто посмотреть работу, и там ты будешь спокойно получать ставку, где-то 15-20 долларов в час. Условно говоря, тысяч 150-180 можешь спокойно зарабатывать».

Почему российские стартапы не могут платить разработчикам конкурентные зарплаты, спросил я у Владислава. Ответ был простым. В наши компании инвестируют почти в три раза меньше, чем в их зарубежные аналоги. А сейчас уже хорошо получить хоть какое-нибудь финансирование. В этом году инвестфонды отказались вкладывать в российские стартапы.

Владислав Кудиновоснователь компании VeeRoute«Нет инвестфондов, это то, что мы сейчас для себе выяснили. Сейчас после кризиса, все инвестфонды ушли из России. Ну, 90%. Знаете, какого рода проектов мы лишились? Мы лишились тех проектов, которые могли делаться на венчурные деньги, то есть, те, которые, допустим, два года могли спокойно себе работать, и при этом не показывать прибыли. Такого рода проекты, практически невозможно запустить в России».

В длинные проекты перестали верить еще и потому, что на выходе их просто некому продать. Крупных игроков единицы. Они не могут интегрировать в себя все стартапы. Выход для своей компании Владислав видит на мировом рынке.

Владислав Кудиновоснователь компании VeeRoute«Решение здесь, наверное, пока только одно, и в том числе то, которое мы для себя выбрали. Это то, что ориентироваться надо на мировой рынок. То есть, если ты российская компания, но которая фактически работает на мировом рынке, клиенты не только в России, а по всему миру, и в целом у тебя продукт ориентирован на весь мир, то ты уже становишься интересен для компаний, которые могут тебя купить, например, Oracle, IBM или SAP и встроить твой продукт в свою линейку».

Выход на IPO за границей или стратегическая продажа IT-гигантам — едва ли не единственный путь для многих российских стартапов. Проблема в том, что в этом случае зарабатывают на них все те же IBM, Oracle или SAP. И как зарабатывают? Продают готовый продукт в Россию.