Итоги больших переговоров по Сирии в Вене — США, ЕС и Турция немного смягчили свою позицию по будущему Башара Асада, а Саудовская Аравия по-прежнему настроена жестко.

Однако этого явно не достаточно, чтобы говорить о серьезных подвижках в сирийском вопросе. Сирийский президент заявил, что готов к досрочным выборам и, судя по всему, собирается принять в них участие.

Как обычно говорят в таких случаях, главный успех венской встречи в том, что, во-первых, она состоялась а, во вторых, стороны начали говорить друг с другом. Как считается США, ЕС и Турция пошли на компромисс. Они уже не требуют немедленного ухода Башара Асада, как это было раньше, теперь он может остаться на некий переходный период.

Жесткую позицию продолжает занимать Саудовская Аравия — она с Асадом говорить не желает ни при каких условиях. Не очень понятно, что это за переходный период. Тем временем Россия выступает за расширение числа переговорщиков, присоединение к ним Ирана и других заинтересованных стран. Кроме того, Москва за новые выборы в Сирии, которые, по идее, надо проводить после победы над террористами и завершении гражданской войны, но здесь все очень неопределенно и неоднозначно.

Валерий Соловейпрофессор МГИМО«К сожалению или к счастью, время играет против Асада. Силы сирийской армии даже с участием иранских военнослужащих и российской воздушной поддержки недостаточно для того, чтобы одержать стратегическую победу. Ситуация окажется в стратегическом тупике».

Есть и другая точка зрения — не ждать окончания войны и немедленно создать переходное правительство, которое должно сменить Асада, а также обеспечить представительство оппозиции. Сам сирийский президент заявил, что согласен объявить досрочные выборы, как президентские, так и парламентские, и готов в них поучаствовать, если этого захочет сирийский народ. 3 июня 2014 года в Сирии, вернее на подконтрольной Асаду территории, проходили президентские выборы. Башар Асад набрал 88,7% голосов избирателей. США, ЕС, и сирийская оппозиция итоги голосования не признали.

Владимир Исаевпрофессор института стран Азии и Африки МГУ«Нет кандидатуры среди оппозиционных сил, которую бы знали сирийцы. В качестве так называемой Свободной сирийской армии сидели люди, которые находились по 30-40 лет в Лондоне и Париже. Их никто не знает. Это я как специалист знаю. Называю вам фамилию Гаюн. Поговорите с любым сирийцем, он не знает, кто это такой. Он голосовать за него не будет. Можно возвращаться к Конституции 30-го года, когда Конституция Сирии была основана на так называемом конфессиональном праве».

Сирийская армия даже с российской поддержкой не сможет добиться окончательной победы над террористами — здесь нужно договариваться с остальными участниками процесса. С этим пока не просто, хотя и есть подвижки. Запад считает, что Асад нелегитимен. Но за ним местные шииты, алавитская община и христиане. Суннитская оппозиция называет себя большинством, но это тоже не вся Сирия. Коалиционное правительство по идее должно представлять интересы всех сирийских общин — суннитов, шиитов, курдов и так далее. Пока не видно, чтобы с этим согласился бы Асад. Москва говорит, что за Асада не держится, был бы мир. Лавров и Керри обсуждают ситуацию по телефону. Так что начало есть, но процесс будет очень трудным.