Сообщения с сырьевых рынков за последние недели вновь заняли центральное место в мировом информационном пространстве. За октябрь мы пережили и нефтяное ралли, и коррекцию вниз. Поводы все те же: новости из США и КНР. Аналитики прогнозируют, что волатильность нефтяных цен, которая уходила лишь на короткое время, сохранится до конца года.

Дмитрий Александровначальник аналитического отдела компании Универ – Капитал«Те изменения, которые мы видим, порядка нескольких процентов в день — остаются нормальными. И единственный прогноз, который может быть разумен на ближайшую перспективу, это то, что подобное поведение нефти сохранится. Причем, и вверх, и вниз мы будем еще ходить, такие движения в течение одного-двух дней на величину порядка 5-7%. Эта ситуация, скорее всего, не изменится вплоть до декабря, до решения по ставке Федрезерва».

Что касается российского рынка ТЭК, то здесь в центре внимания был и остается спор между двумя нефтяными компаниями: государственной и частной. В середине октября суд отказал ЛУКОЙЛу в снятии обеспечительных мер по Восточно-Таймырскому участку.

Компания судится за месторождения в Красноярском крае с «Роснефтью». Изначально лицензию получил ЛУКОЙЛ. Однако «Роснефть» оспорила итоги конкурса, считая, что он был проведен с нарушениями.

Аналитики нефтегазового рынка отмечают, что территория, о которой идет речь, сама по себе очень велика и сопоставима по размеру с половиной Бельгии. Структуры, которые находятся на Восточно-Таймырском участке, потенциально могут стать достаточно большими месторождениями и сильно повлиять на запасы и на общую капитализацию компании, которая в итоге будет их осваивать. Однако наблюдатели заостряют внимание на уникальных условиях, в которых предстоит работать.

Рустам Танкаевведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников РФ«Там нет ничего, необходимо полностью создавать всю инфраструктуру. Все-таки наши частные нефтяные компании привыкли к тому, что на ту территорию, куда они приходят, до этого пришло государство и что-то там делало. Населенных пунктов нет ни одного, инфраструктура отсутствует полностью. При этом территория достаточно густо заселена дикими животными. Конечно, в этих условиях осваивать с нуля фактически другую планету по плечу только государству, частная компания на это не способна».

Есть официальная позиция «Роснефти», которая считает, что конкурс был проведен с нарушениями. В госкорпорации заявили, что предлагали добыть на участке 220,5 млн тонн нефти за 95 лет с коэффициентом извлечения 0,3. ЛУКОЙЛ же предложил добыть за 71 год 123,5 млн тонн с коэффициентом извлечения 0,4.

И как итог, доходы государства, в случае если бы лицензия досталась «Роснефти», могли бы составить 4 трлн руб., ЛУКОЙЛа — в 4 раза меньше.

«Как известно, 63% акций ЛУКОЙЛа заложены под американские депозитарные расписки. Привлечение значительных сумм для компании достаточно сложная задача. При этом, фактически ЛУКОЙЛ управляется кредиторами, которым принадлежит контрольный пакет компании», — рассуждает Рустам Танкаев.

Аналитик обращает внимание, что эта территория является частью арктического проекта «Северный морской путь». Добытые углеводороды на этой территории, вероятно, будут служить для бункеровки судов, которые пойдут по Севморпути.

«Совершенно очевидно, что большая часть этих судов может иметь военное назначение», добавляет ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников РФ.

Еще одна важная новость ТЭК связана с международным бизнесом. «Роснефть» продает 9% акций в итальянской нефтеперерабатывающей компании Saras. Российская корпорация вошла в капитал итальянской компании 2 года назад. Аналитики отмечают, что сейчас актив стоит гораздо дороже, чем на момент покупки.

Дмитрий Лютягиннезависимый эксперт«Покупалась доля при более низких оценках нефтепереработчика, сейчас он стоит дороже, и можно предполагать, что и стоимость этого пакета для «Роснефти» будет выше. Я думаю, что для российской корпорации снижение доли в итальянской компании не будет критичным. Те привилегии по участию в управлении, которые «Роснефть» получила в связи с покупкой тогда этого пакета, они сохранятся даже при том, что «Роснефть» снизит свою долю участия в итальянской компании».

После продажи 9%, у «Роснефти» останется около 12% акций Saras. Что же касается заработка на продаже, то он, по мнению экспертов, составит чуть больше 50%, это десятки миллионов евро.

Для «Роснефти» покупка акций итальянской компании была стратегической инвестицией. В прошлом году в Saras отметили, что партнерству нанесли вред европейские санкции.

И, возвращаясь к спору «Роснефти» и ЛУКОЙЛа, отметим, что точка в нем будет поставлена еще нескоро. Следующее судебное заседание пройдет в ноябре.