По-прежнему неизвестно, будет ли продлено право выбора россиян своего пенсионного обеспечения на следующий год. Правительство утвердило соответствующий законопроект, подготовленный Минфином, еще 15 октября, но он до сих пор не принят Госдумой. В социальном блоке правительства это не комментируют.

По действующему закону до конца этого года надо выбрать, сохранить накопительную часть пенсии или отказаться от нее. Те, кто сознательно такой выбор не сделают, так называемые молчуны, останутся без накопительной части пенсии. Чем они рискуют?

Главный риск отказа от накопительной части в том, что вместо двух источников финансирования будущей пенсии останется один. К чему это приведет, хорошо видно на примере денег, которые были изъяты из накопительной части: они будут учтены в страховой и проиндексированы лишь на 4% при прогнозируемом уровне инфляции выше 12,2%.

Никакого инвестиционного дохода по этим деньгам не будет. А он у многих управляющих компаний и негосударственных пенсионных фондов, скорее всего, оказался бы выше. За первую половину 2015 года 42 НПФ показали доходность выше 12% годовых. Доходность первой десятки превышает 18%. На первом месте — НПФ «Доверие» с показателем в 27% годовых.

А вот у 35 управляющих компаний доходность равна уровню инфляции и выше. Замыкает этот список расширенный портфель Внешэкономбанка с доходностью точно на уровне прогнозируемой инфляции — 12,2%. Другой портфель государственной управляющей компании показывает доходность почти 17,5%. В первой десятке — управляющие компании с результатом выше 20% годовых. На первом месте — УК «Мономах» с 37,45% годовых.

Но компании зарабатывают инвестиционный доход только на те деньги, которые были переведены на накопительные пенсионные счета до 2014 года. Следующий год станет третьим, когда новые платежи в эту часть не поступят.

Идеология поменялась, и в этом тоже риск. Сейчас преобладает соблазн забрать эти деньги и использовать на текущие нужды бюджета, а ведь они могли бы создать источники роста, считает директор департамента доверительного управления Внешэкономбанка Александр Попов.

Александр Поповдиректор департамента доверительного управления ВЭБ«У нас Фонд национального благосостояния (ФНБ) и все эти резервы создавались для того, чтобы иметь возможность какое-то определенное время выполнять социальные обязательства в кризисном случае. По-моему, сейчас как раз и надо было бы использовать средства ФНБ для того, чтобы закрывать дефицит Пенсионного фонда, чтобы они могли выполнять свои обязательства, а пенсионные накопления могли бы приходить на рынок, вкладываться на рыночных условиях и давать источники дальнейшего развития».

Возможно, выход из кризиса был бы ближе, если бы каждый сохранил свою накопительную часть, и эти деньги использовались по своему прямому назначению.