ГИБДД заканчивает двухгодичную реформу образования водителей. Последний штрих — новый экзаменационный регламент. Сдавать на права станет сложнее. По теории из 20 вопросов можно ошибиться в двух, каждая ошибка добавляет к испытанию еще пять вопросов, и тут уже промахнуться нельзя. На площадке вместо трех заданий начинающие водители должны будут выполнить пять. И если раньше инспекторы выбирали из десяти элементов, теперь в их распоряжении 17.

Правила сдачи в городе остались те же, а вот штрафные баллы станет получить намного легче: заглох двигатель — один балл, поехал без ремня безопасности — три балла. Заглох без ремня безопасности — считай, не сдал. В целом все это должно повысить качество подготовки водителей, снизить аварийность, считают в ГИБДД. С другой стороны, возрастет количество несдавших, и, вероятно, предложений как-нибудь договориться тоже станет больше. С этим не соглашается автоэксперт Игорь Моржаретто.

Игорь Моржареттоавтоэксперт«Я не вижу для этого оснований, потому что везде стоят компьютеры, видеокамеры, будет возможность отсмотреть. Надо увидеть, как это действует в жизни. Бояться волка — в лес не ходить, в том смысле, что предусмотрены все вариации, чтобы люди обошлись без денег, а были реально проверенные навыки. А как в жизни получится, не знаю. Я не вижу никаких откровенных косяков, но какие-то вещи, наверное, надо будет совершенствовать. Есть проблема в другом — у нас не готовят экзаменаторов, никто с ними не занимается. Но это уже отдельная проблема».

Новые экзаменационные правила стали жестче, но все еще далеки от реальности, отмечают в автошколах. К слову, водители-инструкторы попытались выполнить несколько элементов из экзаменационного листа, и у них не получилось. Замечания отправили в ГИБДД. Но проблема даже не в этом, а в программе подготовки. После автошколы водители не готовы к «боевым условиям» — ученикам все еще нельзя выезжать на скоростные магистрали. Как себя вести на скорости 100 километров в час, начинающие водители узнают уже после получения прав, считает председатель правления «Гильдии автошкол» Сергей Лобарев.

Сергей Лобаревпредседатель правления «Гильдии автошкол»«За рубежом ученики обязаны наездить на автобане не менее 2 часов, скандинавы рекомендуют перед выпускным экзаменом наездить 6 часов на скользкой дороге в нестандартной ситуации. У нас выписываются «восьмерочки», и ученик получает «ситцевые» права, потом приходит к нам и говорит, что получил права, а теперь научите меня ездить на скоростной магистрали, покажите седьмое правило, как держать скорость потока 80-100 километров в час и не создавать аварийное пространство. В этом нам стыдно — в этой заформализованности. Контроль преобладает над развитием».

В автошколах говорят, есть еще одна проблема — программа подготовки не позволяет обучать людей безопасному вождению. Даже если добрый инструктор даст ученику пару дельных советов, то на экзамене нет такого критерия, как безопасное вождение. Там оценивают способности претендента строго в рамках ПДД, хотя все прекрасно понимают, что в реальных условиях ездить полностью по правилам просто невозможно.