Реджеп Тайип Эрдоган обвинил Запад в поддержке курдских террористов. Президент Турции даже пригрозил нанести удар по союзникам США в Сирии.

Эрдоган заявил, что его страна «сделает все необходимое», в том числе проведет военную операцию, для предотвращения создания курдской автономии в Сирии.

Сегодня в Вене открывается очередная министерская встреча по сирийскому урегулированию с участием России, США, Саудовской Аравии и Турции. Завтра ожидается встреча в расширенном составе с участием 13 стран, включая Иран и представителей ЕС.

По мнению профессора Института стран Азии и Африки МГУ Владимира Исаева, на ближайшей встрече в Вене будет обсуждаться вопрос возможного, теоретического раздела Сирии и Ирака на разные зоны: курдскую, суннитскую, шиитскую, алавитскую.

Владимир Исаевпрофессор Института стран Азии и Африки МГУ«Наверняка это будет обсуждаться. Но вопрос другой, так как мы говорим, что, прежде всего, нужно прекратить огонь. Второе — мы предложили план, который был представлен нами международному сообществу, в том числе нашим партнерам по переговорам сегодняшним и завтрашним по поводу Сирии, второе — это разграничение зон ответственности. По какому принципу? Это не совсем профессиональный принцип — между суннитами, шиитами, алавитами, христианами, курдами и так далее. Это распределение зоны ответственности. Предположим, завтра прекратился огонь, значит, начинать нужно контакты между враждующими сторонами, вот этими зонами ответственности. А потом уже начинается вхождение повстанцев, объединение повстанцев, умеренной оппозиции, неумеренной оппозиции в различные группировки, но при соблюдении этого прекращения огня, чтобы перевести весь процесс в переговорное русло, потому что вы прекрасно понимаете, что для мирового сообщества главное, да и для сирийского народа, чтобы все-таки прекратили стрелять, а переговариваться можно достаточно долго. И во что это выльется — в конфессиональную систему устройства Сирии, скажем, на основе Конституции 1930 года, которая была в Сирии, или же это будет расклад какой-то федеративного государства».

Профессор не верит, что в обозримой перспективе может появиться Независимый Курдистан.

«Де-факто существует иракский Курдистан, фактически де-факто существует сирийский Курдистан. Но я думаю, что Турция не допустит официального создания самостоятельного курдского государства».

Участники министерской встречи в Вене попробуют объединить свои подходы к урегулированию кризиса в Сирии, заявила официальный представитель МИД России Мария Захарова. Договориться будет очень сложно — у каждой из сторон свое видение развития ситуации.

Георгий Мирскийглавный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН«Хотя здравый смысл диктует всем без исключения — и этой стороне, и той стороне — Башар Асад — это меньшее зло, что гораздо большее зло представляет собой ИГИЛ, поэтому нужно было бы всем объединиться: и России, и Америке, и Западу, и туркам, и арабам . Но, к сожалению, люди так устроены, что они руководствуются не здравым смыслом главным образом, они руководствуются своими интересами, боязнью потерять лицо, боязнью опозориться перед своим собственным народом, проявить свою слабость. Они руководствуются разного рода побочными и второстепенными соображениями: как это будет выглядеть в глазах оппозиции, что скажут враги? Возьмите Барака Обаму, который находится под огнем в течение долгого времени со стороны конгресса, где, вы знаете, большинство принадлежит его врагам — республиканцам. Что они сказали бы, если бы он пошел на попятный, захотелось бы ему войти в историю, заканчивать свой президентский срок в качестве человека, который позволил Асаду оставаться у власти и тем самым позволил Путину создать там военную базу, создать российский военный плацдарм. И это после Крыма, после Донбасса. Представляете, что бы сказала оппозиция? Они бы с него шкуру стали сдирать, с Барака Обамы. Вот этими всеми соображениями люди руководствуются, поэтому так получилось, что сошлось на фигуре этого совершенно заурядного человека, который совершенно случайно стал президентом Сирии. Вот так вышло. А сейчас уже никто не может дать задний ход. Но вместе с тем ни одно государство не может сказать, дипломаты, министры иностранных дел: «Нет, мы ничего не можем сделать. Признаемся, что мы беспомощны, бессильны, будет литься кровь, а мы умоем руки, отойдем в сторону». Разве хоть один министр иностранных дел может так сказать? Конечно, нет. За что они деньги получают? Не за это совсем. Поэтому будут стараться тянуть, тянуть эту волынку. Какие-то новые встречи, какие-то новые компромиссы намечать и так далее, а кровь будет литься, и страна будет погибать».

Встреча в Вене может внести вклад в урегулирование ситуации в Сирии, заявил глава МИД ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер.