Несмотря на то, что египетские власти не сообщали о закрытии воздушного пространства над Синайским полуостровом, его уже облетают стороной европейские Lufthansa, Air France и Jet Air Fly, а также компании из Арабских Эмиратов — крупнейшая в мире Emirates и Fly Dubai.

Поводом для изменения маршрута послужило то, что египетское отделение «Исламского государства» взяло на себя ответственность за крушение российского самолета. Заявление от имени террористов появилось в мессенджере Telegram, а также в социальных сетях.

Дело в том, что территория, на которой разбился лайнер, является зоной проведения антитеррористической операции службы безопасности Египта. Однако, по заявлению экспертов, у боевиков нет оружия, способного подбить самолет на высоте 9450 метров. Именно на этом расстоянии от земли находился лайнер до момента падения. Если что-то и могло быть, так только теракт на борту. Но и эта версия маловероятна, считает эксперт Центра аналитических исследований Семен Багдасаров.

Семен Багдасаровэксперт Центра аналитических исследований«Я думаю, что это, все-таки, это блеф. Это повышает их авторитет в лице всякой террористической мрази, которой сейчас расплодилось больше некуда. С земли, даже при наличии ПЗРК не могли достать, потому что 4-5 тысяч метров максимум работа любого ПЗРК в зависимости от модификации, а самолет летел на высоте 9 тысяч метров. Если и было что-то, это могла быть какая-то диверсия на борту, в результате халатного отношения соответствующих структур Египта. Но если что-то и было — какая-то необычная диверсия на борту, которой давно не было в авиации мировой. Потому что есть важнейший элемент безопасности, которой уделяют все авиакомпании и аэропорты мира большое внимание».

О том, что данных о причастности ИГИЛ к крушению A321 нет, заявил и глава Минтранса Максим Соколов. Известно, что перед катастрофой пилот запросил экстренную посадку в аэропорту города Эль-Ариш. Он предупредил диспетчеров, что на самолете возникла «техническая проблема», и ему нужно приземлиться как можно скорее. Это также опровергает версию о том, что самолет мог быть сбит, говорит командир «Аэробуса» А320 Андрей Литвинов.

Андрей Литвиновлетчик, командир «Аэробуса» А320«Если бы это была какая-то ракета, то у самолета бы произошла мгновенная разгерметизация. Командир не успел бы сообщить о неполадках, об экстренном снижении, о посадке. Думаю, что что-то произошло очень похожее, либо разгерметизация либо отказ двигателя».

Если бы отказал один из двигателей, то самолет спокойно летел бы на втором. А разгерметизация, действительно, могла быть. Как рассказал Business FM на условиях анонимности бывший сотрудник компании «Когалымавиа», он хорошо знает именно этот борт. И он, что называется, был битым. То есть, его на земле некоторое время назад ударили машиной или телескопическим трапом. Конечно, после этого его чинили, и были проверки на исправность. Но судя по данным его перемещений в пространстве, в последние минуты перед катастрофой, которые источник Business FM просмотрел, пилоты буквально боролись с самолетом. Этот конкретный борт вообще был очень проблемным. У него было множество технических отказов раньше, утверждает источник.

По заявлению египетских властей, перед вылетом борт прошел технический контроль. Никаких проблем выявлено не было. При этом агентство Reuters со ссылкой на свои источники в службе безопасности Египта сообщило, что причиной катастрофы стала именно техническая неисправность.

Разбившийся самолет был выпущен 18 лет назад. И конкретно этот борт был одним из самых старых в «Когалымавиа». Изначально он использовался «Малайзийскими авиалиниями», потом турецким авиаперевозчиком Onur Air и «Авиалиниями Саудовской Аравии». Однако 18 лет — не срок для такого самолета. А вот то, что он эксплуатировался разными компаниями, это наталкивает на мысль о том, правильно и вовремя ли он ремонтировался, говорит вице-президент профсоюза летного состава России Альфред Малиновский.

Альфред Малиновскийвице-президент профсоюза летного состава России«Это не автомобиль в колхозе на автобазе. У самолета есть ресурс. Выработал болт, винт, гайка, блок, его меняют независимо от состояния. Но, есть сомнения. Когда самолет эксплуатировался многими хозяевами, передавался из рук в руки, здесь закрадываются сомнения, были ли добросовестными эти регламентные работы, ремонты и т.д. Коммерция — это сфера, где ради экономии идут на все, упрощают и т.д. И у нас в России были фиктивные ремонты на одной бумаге».

Свою версию о причинах крушения выдвинул американской телекомпании CNN эксперт в области авиации Ричард Квест. По его мнению, А321 перенес аэродинамический срыв. Иными словами, скорость воздушного потока под крыльями оказалась достаточно низка, чтобы этот поток перестал создавать подъемную силу. Это опасная ситуация для самолета, который находится на большой высоте. Исправить положение крайне трудно. Может экипажу это сделать и не удалось. Но опять же остается открытым вопрос — по какой причине самолет резко потерял скорость, а затем и высоту.

Разброс обломков А321 на месте крушения указывает на то, что разрушение самолета произошло в воздухе на большой высоте. Об этом заявил глава Росавиации Александр Нерадько. По его словам, зона разброса представляет собой вытянутый эллипс длиной около 8 километров и шириной около 4 километров.