Египетская прокуратура допросила руководство аэропорта Шарм-эль-Шейха. С правоохранителями встретились директор аэропорта, глава диспетчерской службы, ряд руководителей и рядовых сотрудников. Между тем источник в Каире сообщил «Интерфаксу», что перед исчезновением самолета «Когалымавиа» с радаров на борту возникла нештатная ситуация. Об этом свидетельствуют записи переговоров пилотов с диспетчерами.

«Из записи следует, что ситуация на борту за 4 минуты до исчезновения самолета оставалась штатной, экипаж вел обычные переговоры с диспетчерами, ничего не указывало на неполадки на борту», — сказал источник. Он сообщил, что «моменту исчезновения лайнера с экранов радаров на записи предшествуют нехарактерные для штатного полета звуки». Судя по записи, нештатная ситуация произошла внезапно, пилоты даже не успели подать сигнал бедствия, добавляет «Интерфакс». Однако в последние дни из Каира поступает такое количество противоречивых сообщений, что полностью доверять им не стоит, говорит член комиссии при президенте РФ по вопросам развития авиации общего назначения Юрий Сытник.

Юрий Сытникчлен комиссии при президенте РФ по вопросам развития авиации общего назначения«Если такие звуки и были, значит, кто-то кнопочку нажал, каким-то образом сработало радио и какие-то шумы из кабины могли быть в эфире. Но вы знаете, верить тем данным, которые идут из Египта, просто не нужно до окончания работы комиссии. Кнопки находятся на штурвале или на ручке управления, поэтому легко очень нажать, и, если пилот быстро схватился за ручку, то, скорее всего, он мог и машинально нажать эту кнопку. Поэтому версию пожара, который развивался посекундно, поэтапно, я сразу отметаю. Я склоняюсь больше всего к такой версии: все-таки что-то произошло на борту самолета, и не исключаю возможности — процентов 20-30, что это в системе управления, что экипаж боролся с самолетом, потому что вот этот прыжок самолета с 10 тысяч на 8, затем обратно на 10 тысяч меня очень смущает. Самолет может по нескольким причинам развалиться в воздухе. Во-первых, это взрыв, разрушаются элементы конструкции, а во вторых, это запредельная перегрузка, когда отваливаются какие-то части от самолета, вплоть до хвоста, разрушения фюзеляжа, поэтому здесь говорить, что привело…после расшифровки мы будем знать уже точно. Но сегодня уже все версии сузились до 2-3. Что касается сообщения Wall Stree Journal, согласно которым крупные куски корпуса стали отделяться от лайнера на высоте в 4,5 км или даже гораздо ниже, — но это и подтверждают американцы, что он свалился с эшелона, а дальше из-за нерасчетных перегрузок и большой скорости начал разваливаться на части. Если взрыв был, то небольшой силы. Он оторвал дверь или какой-то люк, или кусок фюзеляжа. В дальнейшем, когда самолет начал падать, увеличилась скорость, и в это отверстие залетали огромные массы воздуха, которые разрывали самолет на части. Могло быть и это. А могло быть просто из-за того, что он свалился, а затем уже от перегрузки начал разваливаться. Невозможно, чтобы в конструкции самолета было нечто, которое могло вызвать такой взрыв. Топливные баки не взрываются, они блокированы. Двигатель загорается тоже, как правило, без взрыва. Я не могу вспомнить, чтобы взорвался самолет в воздухе».

Египетские СМИ со ссылкой на источники в комиссии по расследованию трагедии сообщили о том, что неисправность внутри лайнера привела к повреждению в правом борту самолета до его падения на землю. Они, однако, не прояснили, было ли изначально «повреждение результатом каких-либо намеренных действий в самом самолете», либо речь идет о технической неисправности.

Между тем американский спутник зафиксировал в районе крушения лайнера «Когалымавиа» тепловую вспышку. Такую информацию распространили сразу ряд американских СМИ — в каждом случае со ссылкой на свои источники в Пентагоне. Причиной вспышки мог стать взрыв на борту лайнера или же детонация топливного бака после разрушения самолета. При этом версия с ракетой «земля-воздух» теперь полностью исключена, утверждают американские военные, — в таком случае на снимке отобразился бы тепловой след.

Пентагон отмечает, что вспышка могла быть вовсе не связана с катастрофой — в районе крушения проходят столкновения египетских войск с исламистами. Кроме того, ТАСС сообщает со ссылкой на свои источники в Каире, что на месте крушения обнаружены «элементы, не относящиеся к конструкции самолета» - подробностей пока нет.

Олег Смирновпрезидент фонда «Партнер гражданской авиации»«Почему командир корабля не нашел доли секунды для того, чтобы нажать на кнопку радиопередатчика и передать, что есть какие-то отклонения от штатного полета? А это возможно только в той ситуации, когда произошло что-то экстремальное, взрывное, быстрое и катастрофическое. К этому относятся и опасные метеоявления, они исключены уже официально, потому что синоптики заявили о хорошей погоде. Второе — это мгновенная разгерметизация воздушного судна, которая до сих пор еще остается среди рассматриваемых версий. И третья причина — это внешнее воздействие: или взрыв внутри самолета, или взрыв снаружи. В случае мгновенной разгерметизации самолета на высоте 10 тысяч метров наступает моментальная смерть всего живого на борту. Именно мгновенно, потому что закипает азот в крови, который превращается в пузырьки, и мгновенно забивается вся кровеносная система, в том числе и головного мозга. Информацию об обнаруженных элементах, не относящихся к конструкции лайнера, надо исследовать. Никаких проблем нет — химический, физический анализ провести, и все это будет установлено. В связи с этим я хочу вспомнить авиакатастрофу в Шотландии. Помните, когда огромный самолет упал и все погибли. И долго неизвестно было ничего. А потом, через год уже, были проведены химический анализ и внимательный осмотр всех обломков самолета, каждого обломка. Дошла до одного обломка очередь, и там обнаружили как раз взрыв некоего микроустройства. Достаточно небольшого возмущения, и конструкция не выдерживает. Она не рассчитана на такие нагрузки. Она рассчитана на 4 тонны давления, ну, чуть больше. А когда возникает мгновенное давление 20-30 тонн, самолет разлетается. Конечно, это похоже на теракт, потому что если это взрыв, то кто-то пронес это взрывное устройство, и опять же, тут вот претензии к наземным службам аэропорта Шарм-эль-Шейха, ибо, если кто-то пронес взрывное устройство на борт, ну, это система авиационной безопасности на земле не работает. Во всем разберется комиссия, все это приведет к тому, что мы будем знать истину из первых уст. А первые уста в данном случае — это «черный ящик».

Американская разведывательно-аналитическая компания Stratfor называет предположительной причиной крушения взрыв бомбы на борту самолета. В своем докладе эксперты называют маловероятной версию об отказе оборудования, поскольку такое обычно происходит во время взлета или посадки. Stratfor также отмечает, что аэропорт Шарм-эль-Шейха никогда не славился своими процедурами безопасности.

Источники в авиационных и транспортных структурах России сообщили ТАСС о том, что лайнер мог загореться в воздухе, на что указывают «термические и физические поражения элемента крыла». В самой компании «Когалымавиа» уверены, что лайнер разбился из-за внешнего воздействия.

Официально пока не исключается ни одна из гипотез. Представитель египетских авиационных властей заявил, что подготовка доклада по «черным ящикам» может занять от недели до месяца. В совместную комиссию по расследованию причин падения лайнера войдут специалисты из России, Египта, Франции, Германии, Ирландии и представитель компании «Когалымавиа».