Уже в ближайшее время, по прогнозам синоптиков, столбики термометров опустятся ниже нулевой отметки, моросящий дождь превратится в снег, а дороги заблестят наледью, ведь коммунальные службы, как всегда, будут не готовы к похолоданию. Как, собственно, не готовы к этому и большинство автомобилистов. Поэтому с первым снегом количество аварий растет в разы. В основном, конечно, мелких, но кому от этого легче?

Причина — зачастую в излишней самоуверенности водителей, мол, у меня хорошая зимняя резина, отличная машина со всевозможными помощниками, да и сам я асс, за рулем уже 30 лет. Но ни один из этих факторов не поможет, если водитель не перестроит свое поведение за рулем в зимний период, не начнет управлять, смотреть и, главное, думать по-другому.

Как нельзя ездить на автомобиле зимой, мы спросили у профессионалов, гонщиков, инструкторов ведущих школ контраварийной подготовки. Их советы уже на следующей странице.

А пока стоит вспомнить базовые вещи, которые выходят на первый план именно в зимний период. Ну, скажем, тип привода автомобиля. При обычной размеренной езде летом, он вообще никак не проявляется, а вот зимой становится очевидным даже при спокойном стиле вождения.

Задний привод — классический. Он обладает избыточной поворачиваемостью. В виражах ведущие колеса помогают довернуть автомобиль, но иногда слишком сильно, в результате чего возникает занос. Он достаточно просто компенсируется, легким сбросом газа и поворотом руля в сторону заноса. Впрочем, на большинстве современных автомобилей стоят антипробуксовочные системы, которые не дают колесам проскальзывать. Но работают они не всегда вовремя, а иногда и излишне навязчиво, в результате машина может просто остановиться, так как электроника задушит «двигатель», не давая ему передавать тягу на колеса.

Передний привод. Он характерен как привод с недостаточной поворачиваемостью. С ним машина увереннее разгоняется на прямой, так как ведущие колеса как бы тянут весь автомобиль за собой, а не толкают, как в случае с задним приводом. Но в виражах, при проскальзывании передних колес, машина стремится пойти по прямой траектории. Кстати, очень распространенная ошибка водителей на переднеприводных автомобилях — довернуть руль в сторону поворота и добавить газ, мол вытянет. Такая схема только усугубит ситуацию. Правильно: плавно сбросить газ, слегка выпрямить руль, чтобы колеса нашли сцепление, и после снова повернуть «баранку». Можно даже без газа или с его небольшим добавлением.

Полный привод. Самый надежный и самый опасный. На машинах с таким приводом можно уверенно разгоняться, они хорошо проходят виражи, имея момент и на передних «тянущих» и на задних «доворачивающих» колесах. Но все это вселяет в водителя излишнюю уверенность, отчего растет скорость. Но и полный привод не сможет противопоставить себя законам физики, и в случае, когда машину с четырьмя ведущими колесами начнет сносить или заносить, грамотно справиться с ней сможет далеко не каждый. Да и времени на принятие решения будет гораздо меньше.

Ну а теперь подробно от инструкторов школ контраварийной подготовки.

Егор Васильев, ведущий инструктор школы Jaguar Experience:

Зимой нельзя управлять автомобилем так же, как и летом, и это залог безопасности. Поэтому переходим на нежные и более плавные действия. Не забываем о том, что до начала движения лучше всего тщательно очистить стекла автомобиля от снега, льда и соли. Зимой солнце стоит низко, и это создает блики, которые не позволяют контролировать окружающую обстановку на 100%.

Нельзя зимой и тормозить так же, как летом. Надо понимать, что на скользких покрытиях эффективность работы ABS будет снижаться, и поэтому все торможения желательно производить заблаговременно и с запасом. И если на сухом покрытии можно и нужно применять экстренное торможение, в пол с максимальным усилием, то зимой более эффективно торможение на грани срабатывания ABS. Грамотно этим пользоваться умеют далеко не все, поэтому лучше пройти подготовку.

Фото: Петр Еремин/BFM.ru

Нежелательно управлять автомобилем в верхней одежде. Ведь зимой это пуховики, шубы, куртки. Они существенно затрудняет нашу возможность на активные манипуляции с рулевым колесом, особенно при возникновении нештатных ситуаций. Также не забываем и о том, что если верхняя одежда остается на нас, то возникает необходимость в правильных регулировках рабочего места. Каждая новая куртка или пальто из нашего гардероба отличаются как минимум разной толщиной материала.

Важно помнить, а главное понимать, что в зимних условиях начинают ярко проявляться особенности различных типов привода автомобилей. И, как это ни странно, самым безопасным типом привода для зимы я бы назвал задний. Это связано с тем, что при избыточно оптимистичных попытках разгона на льду заднеприводный автомобиль достаточно рано начинает проваливаться в занос и пилот вынужден его компенсировать, неизбежно снижая скорость, а, значит, повышая свою безопасность. При этом повороты заднеприводным автомобилям даются достаточно хорошо, поскольку передние, управляемые колеса не нагружены крутящим моментом от двигателя.

В случае с перднеприводным автомобилем ситуация выглядит намного тревожней, поскольку такие автомобили могут разгоняться намного активнее, сохраняя курсовую устойчивость и создавая впечатление, что все еще идет хорошо. Однако поворачивают такие автомобили не так охотно, и тут быстрого пилота может ожидать большое разочарование.

Фото: Петр Еремин/BFM.ru

Полноприводный автомобиль дает полное ощущение, что на льду мы можем все, однако пилот начинает еще сильнее сталкиваться с проблемой прекрасной динамики разгона при плохом сцеплении с дорогой. Как следствие повернуть на таком автомобиле бывает еще тяжелей.

Также не следует переоценивать возможности шин. Что бы ни говорили нам в рекламных роликах, ситуация выглядит достаточно просто: на асфальте и снеге работает рисунок протектора шины, на льду хорошо работает только шип. Универсальных шин пока нет, и это надо понимать.

Но в любом случае по мере снижения температуры шины будут работать хуже, и надо к этому уметь адаптироваться. Поэтому самым важным качеством водителя в зимних условиях я бы назвал постоянную и профессиональную работу интеллекта. С его помощью я должен постоянно анализировать, что происходит под колесами моего автомобиля, и строить свои действия не на ближайшую секунду, а на существенно большие отрезки времени. Поэтому приоритетом на зимних дорогах должна быть, прежде всего, безопасность.

Виталий Кабышев, инструктор Центра водительского мастерства BMW Driving Experience:

Зимой нельзя быть уверенным, что хорошая зимняя резина, полный привод и электронные помощники (ABS, системы стабилизации и прочие) позволят ездить на зимних дорогах с такими же скоростями и столь же агрессивно, что и летом.

Почему? Конечно, хорошие покрышки дадут дополнительный шанс, «помощники» смогут откорректировать неточные действия водителя, но на зимней дороге (впрочем, как и на любой другой) главное — рассудок и понимание пределов сцепления колес с дорогой. Да, за дорогу (неважно, лед или асфальт) автомобиль цепляется четырьмя пятнами контакта колес, сопоставимыми с площадью ваших ладоней! И здесь все зависит от силы трения — никакие «помощники» не спасут, если вы собственноручно отправили автомобиль в скольжение, превысив пределы сцепных свойств.

Фото: BMW

Не следует держать дистанцию до впередиидущего автомобиля меньше, чем в три секунды. Дело в том, что ваше среднее время реакции за рулем — одна секунда. Это физиология. Если впередиидущий автомобиль прибегает к экстренному торможению, эта самая секунда из вашего запаса безвозвратно сгорает. Даже если вы тормозите на пределе возможностей покрытия, вы во время такого «синхронного» торможения будете неминуемо приближаться к впередиидущему. Такова физика. Ваш автомобиль в каждый момент времени будет обладать большей скоростью, а, следовательно, большей инерцией.

Оставшийся двухсекундный запас позволит скомпенсировать не только разницу в скоростях и инерции, но и разницу в возможностях резины и автомобилей. В случае если впередиидущий автомобиль остановится путем удара о препятствие, трехсекундный интервал вам оставит шанс уклониться от него.

Не стоит экономить на зимней резине. Это пусть и не панацея, но дополнительные очки в вашу пользу на сколькой дороге. Зимой особенно тщательно необходимо прорабатывать развитие ситуации. Стараться предугадывать действия других водителей, и по возможности, заранее компенсировать их ошибки.

Фото:BMW

Золотое правило хорошего автомобилиста — двигаться со скоростью, на которой гарантированно сможешь справиться с автомобилем. А для этого желательно хотя бы раз в сезон проходить курсы по контраварийной подготовке. Во-первых, навыки требуют подпитки и развития, во-вторых, с прохождением курса, вы легче войдёте в новый режим.

Ну и в конце: с наступлением морозов автомобилисты и пешеходы оказываются в ситуации всеобщей неготовности. Скользко! Маневренность автомобилей ухудшается, тормозной путь увеличивается в разы. Когда начинаются заморозки и обильные снегопады, рекомендуем отсидеться пару-тройку дней и за руль не садиться. Во-первых, так безопаснее, во-вторых, как правило, с первыми снегопадами на дорогах наступает транспортный коллапс, нет смысла терять время.

Но и после того, как вы сядете за руль, дайте себе время на адаптацию! Старайтесь контролировать все свои действия рассудочно. Позже, привыкнув к изменившимся реакциям автомобиля и особенностям поведения других участников, станет легче, многое уйдет на уровень автоматизма. Но внимание все равно должно оставаться на высоком уровне.

Евгений Васин, глава школы Vasin Driving School (сотрудничает с компанией Audi):

Как правило, с приходом зимы основные «неприятные моменты» при управлении автомобилем приходятся на первые недели, когда происходит так называемое вкатывание в скользкое покрытие. Поэтому главное зимой — не давать волю эмоциям, а думать и перестраивать свой стиль вождения.

Вот несколько советов:

Постарайтесь почувствовать, как в это время изменилось дорожное покрытие. Выезжая, убедитесь, что сзади вас никого нет, короткими нажатиями на тормоз вы увидите, как изменилась динамика торможения относительно сухого покрытия. Это поможет вам сделать коррекцию в выборе безопасной дистанции.

Фото: Vasin Driving School

Нельзя выполнять все маневры так же, как в летний период. Зимой все необходимо делать гораздо раньше, снижая скорость, ведь автомобиль на скользкой дороге дольше «думает». Нельзя поворачивать руль на большой угол, это может вызвать «плуг» передних колес, и, в итоге срыв передней оси и увод автомобиля.

Тормозите плавно, дозируя тормозное усилие, избегая тем самым блокировки колес. Тоже можно сказать и о педали газа, резкое нажатие которой может вызывать пробуксовку ведущих колес. На разных типах привода это может привести к определенным негативным явлениям: задний привод (занос задней оси и вращение), передний привод (увод передней оси с траектории движения), полный привод (увод всего автомобиля с траектории движения).

Стоит забыть зимой и о резких перестроениях. Перестраиваясь из ряда в ряд, все манипуляции органами управления делайте плавно. Резкие движения могут вызывать раскачку автомобиля, далее занос и вращение.

Фото: Vasin Driving School

Ни в коем случае не стоит оставлять ведущие колеса без тяги, даже на незначительной скорости. Это позволит стабильно двигаться по траектории.

Даже чистый, вроде бы сухой асфальт опасен. Он гораздо холоднее, а шины, недостаточно прогреваясь, не будут иметь такого эффективного сцепления, как, скажем, летом. На рыхлом снегу реакции автомобиля еще медленнее. Поэтому выполняя маневр, перестроение делайте еще раньше и более плавно.

И еще один момент. Какой бы автомобиль у вас ни был, снежные переметы на дороге необходимо пересекать с прямыми передними колесами и заранее снижать скорость.