Российские авиакомпании могут эксплуатировать Boeing-737, как и прежде. Нет никаких оснований для прекращения полетов этих лайнеров. К такому выводу пришла Росавиация по итогам совещания с перевозчиками и представителями корпорации Boeing.

Поводом для срочной встречи стала приостановка сертификатов на самолеты семейства Boeing -737 Межгосударственным авиационным комитетом. Свое решение МАК связывает с расследованием авиакатастрофы в Казани, произошедшей два года назад. Что стоит за историей с несостоявшимся запретом на эксплуатацию в России самого массового пассажирского самолета?

В самом Межгосударственном авиационном комитете объясняют, что решение о приостановке сертификата на самолеты Boeing -737 принято из-за бездействия Росавиации. Агентство действительно обращалось в МАК после того, как два года назад в Казани при заходе на посадку разбился Boeing-737 авиакомпании «Татарстан». Тогда Росавиация обращала внимание на конструктивно-производственные недостатки в системе управления рулями высоты у этих машин. Но, как сказал по итогам пятничного совещания глава Росавиации Александр Нерадько, расследование катастрофы еще не завершено, и делать выводы рано. К тому же в ведомстве заявляли, что МАК не может остановить эксплуатацию Boeing-737 в российских авиакомпаниях. Запрет на полеты вводит только Росавиация. Правильно ли поступили авиационные власти России?

Дмитрий Адамидовнезависимый эксперт«Для Росавиации это, видимо, тоже оказалось некоторым сюрпризом, они решили прояснить ситуацию. Люди пообщались, точки над «ё» расставили, и зачинщики не пришли, что печально. С другой стороны, что делать? Росавиация должна была принять какие-то решения, она решила ничего не менять, ну, наверное, это рационально в этой ситуации, это уже флер авиации, как весьма специфичной отрасли, в которой происходит масса разных событий, которые к здравому смыслу вообще не относятся. Видимо, это какая-то интрига, как хороший сюжет для какого-то триллера, художественного фильма в будущем».

Из почти 200 Boeing-737, принадлежащих российским перевозчикам, в России зарегистрированы только шесть. Остальные — на Бермудах и в Ирландии. В месте прописки лайнера каждое конкретное судно получает сертификат летной годности. По словам экспертов, этот документ важнее сертификата типа, выдаваемого Межгосударственным авиационным комитетом. Так что Росавиация приняла вполне обоснованное решение, оставив все, как есть. Кстати, представитель корпорации Boeing сообщил, что удовлетворен результатами совещания.

На встречу приглашали и председателя МАК Татьяну Анодину, мать одного из основателей «Трансаэро» Александра Плешакова, но она в Росавиацию не пришла. Версия, что за попыткой остановить полеты Boeing-737 стоит именно Анодина, уже ни у кого не вызывает сомнений.

По всей видимости, получив запрос от Росавиации после катастрофы в Казани, глава МАК положила его под сукно, потому что именно компания «Трансаэро» была крупнейшим эксплуатантом Boeing-737. Когда же «Трансаэро», фактически, перестала существовать, Анодина решила дать делу ход. Как считается, за то, что государство не стало спасать авиакомпанию. Кстати, у многих «дочек» «Аэрофлота», который не стал покупать «Трансаэро», основа парка — именно Boeing-737. В общем, это такая своеобразная месть председателя МАК за развалившийся бизнес сына, хотя ни «Аэрофлот», ни тем более государство в этом не виновато, говорит гендиректор Фонда нацэнергобезопасности Константин Симонов.

Константин Симоновгендиректор Фонда нацэнергобезопасности«Тут многие уже усмотрели эту интригу, связанную с родственными отношениями руководителя МАК и владельцев «Трансаэро». Конечно, здесь есть и элемент аппаратных, административных войн, поэтому, да, можно сказать, что это нарушение в чем-то и субординации. Хотя, в принципе, та же история с «Трансаэро» достаточно спорная в том плане, что многие сейчас говорят, что МАК мстит за «Трансаэро». Но согласитесь, очевидно, совершенно, что «Трансаэро» допустила серьезные ошибки, которые привели компанию к банкротству».

По сведениям Business FM, нелогичная и не совсем адекватная попытка председателя МАК отомстить за «Трансаэро» вызвала крайне негативную реакцию высшего руководства России. По словам нашего источника, поведение госпожи Анодиной там назвали «скандальным», и теперь думают, чем ей ответить. Но ни Кремль, ни российское правительство не может уволить Анодину с поста председателя МАК. Поэтому выбрали такой вариант: серьезно ограничить в России полномочия самого Межгосударственного авиационного комитета, чтобы Татьяна Анодина никому не мола вставлять палки в колеса. Решение уже прорабатывается.