Ровно год назад, 10 ноября 2014 года, Банк России отказался от проведения регулярных интервенций, чтобы помешать спекулянтам играть на курсах валют. Импортные товары стали гораздо дороже и менее доступны, но от обесценения рубля выиграли компании-экспортеры, приносящие основной доход бюджету.

Как заявил министр экономического развития Алексей Улюкаев, решение о плавающем курсе рубля было абсолютно верным, оснований для девальвационных потрясений сегодня нет. Больше минусов или плюсов принесла новая политика Центробанка российской экономике за этот год?

Евгений Надоршинглавный экономист ПФ «Капитал»«Те отдельные плюсы, которые уже принес плавающий рубль в виде более комфортного положения ряда экспортирующих секторов и даже роста экспорта по сырьевым позициям, более комфортного положения ряда производителей, с колоссальным запасом компенсируются минусами в виде падения потребительского спроса, сжатия внутреннего рынка и ухудшения благосостояния потребителей. Фактически итоговый результат очевиден — он имеет знак минус. Самое главное, улучшение положения экспортирующих отраслей, обрабатывающих сегментов в ряде случаев настолько незначительно с точки зрения того, что они готовы сделать, столкнувшись с этим улучшением. Почти двукратная девальвация рубля фактически не привела к сколь-нибудь заметному росту в этих секторах, и нет никаких сильных признаков импортозамещения. Да, отдельные процессы идут, но в очень ограниченном масштабе, и мы получаем итоговый результат — спад в промышленном производстве и укрепление рецессии. Такой масштаб ухудшения ситуации — в том числе следствие от свободно плавающего рубля, потому что он нанес очень сильный удар по внутреннему рынку, по потреблению домохозяйств. Именно потребление домохозяйств было единственным локомотивом роста российской экономики с 2012 года. Других источников роста у российской экономики с 2012 года не было. Сам шаг ЦБ ухода с валютного рынка был вынужденный. ЦБ решил, что резервы ему нужнее, нежели чем стабильность на валютном рынке. Обесценивание рубля нанесло колоссальный вред, российская экономика уже год как не развивается».

Управляемый рубль некоторое время позволял сглаживать колебания курса, но украинские события вызвали резкий рост волатильности на валютном рынке, и Центробанку для ее преодоления пришлось потратить огромные суммы. Кроме того, в игру вступили спекулянты, поскольку политика Банка России была вполне предсказуема. И тогда главный банк страны принял решение о плавающем курсе.

Это абсолютно верный шаг, курс должен формироваться без участия Центробанка, уверен руководитель экономической программы Фонда Карнеги Андрей Мовчан.

Андрей Мовчанруководитель экономической программы Фонда Карнеги«Этот курс отражает реальную ситуацию в экономике и реальную ситуацию на валютном рынке. И очень хорошо, что он плавающий: удержание нерыночной ситуации с любым инструментом, в первую очередь с валютой, всегда очень дорого стоит тому, кто пытается это сделать. Совершенно непонятно, зачем нам нести эти расходы, когда они ничего в реальности не меняют. Если бы рубль сейчас стоил дороже, то это не значило бы, что пенсионеры могут больше купить. Цены бы совершенно по-другому себя вели, и наши возможности были бы совершенно другие. Так что я за рыночное ценообразование в данном случае, тем более мы видим, что оно привело к вполне разумной стабилизации. Курс, конечно, сильно зависит от нефти и поэтому очень сильно колеблется ценой на нефть, но это другая проблема — это проблема структуры экономики, а отнюдь не рыночного курса. Даже не рискну предполагать, какие были бы негативные последствия, если бы мы зачем-то держали курс рубля».

Режим управляемого плавающего валютного курса был введен еще в 1999 году при Викторе Геращенко, который тогда возглавлял Банк России. 10 ноября прошлого года Банк России давал за доллар 47 рублей 88 копеек, сегодня американская валюта стоит 64 рубля 66 копеек.