Больше 100 банков за 10 месяцев — в России сейчас действуют менее 700 кредитных организаций, сообщили во вторник в руководстве ЦБ. В начале года в стране числилось больше 800 банков. Разница между «было» и «стало» — результат глобальной чистки банковской системы, которую проводит регулятор.

Алексей Симановскийпервый зампред Центробанка РФ«Вскрылось то, что нет такого имущества, которое может обеспечить интересы кредиторов и вкладчиков. Другие обстоятельства и факты тоже могли привести к этому. Это не то, что исчерпывающие примеры, просто они наиболее яркие в моем представлении, именно с точки зрения цинизма, как это делается. Проводится проверка в банке, выявляется там основания для создания резервов на крупную сумму, по причине того, что речь идет о предприятиях, которые не ведут реального бизнеса».

Также стало известно, что ЦБ ограничил приемы вкладов у 78 банков. С большой долей вероятности можно предположить, что эти организации — новые кандидаты на отзыв лицензии. Напомним, что ЦБ начал чистку банковской системы два года назад, когда в России было около тысячи банков. По подсчетам Business FM, сейчас в неделю в среднем уходят в небытие полтора-два банка. О последствиях политики регулятора для российского бизнеса, рассказывает гендиректор инвесткомпании Volga-Capital Станислав Машагин.

Станислав Машагингендиректор инвесткомпании Volga-Capital«Прежде всего, нужно думать о пользе бизнеса. Конечно, важные мероприятия по оздоровлению банковского сектора нужны, но в настоящий момент зачастую тут уже работает система по резкому сокращению количества банков, и не важно, совсем не может банк осуществить оздоровление, или банку можно все-таки дать время. Время практически не дается, предписания даются с выполнением на следующий день. Как следствие, слишком много организаций оказывается за бортом, а это очень негативно сказывается на региональном бизнесе. Ведь в регионе банк — это центр регионального бизнеса, вокруг банка, помимо его собственных интересов, сосредоточены интересы местного бизнеса, и бизнес страдает от того, что какой-то крупный региональный банк теряет лицензию».

В ЦБ сообщают, что в этом году обнаружили масштабную фальсификацию у 33 банков. Объем «нарисованных» активов превысил 300 млрд рублей. Все эти банки либо уже без лицензии, либо на санации. Добавим, что часто дело заканчивается бегством акционеров из России. Например, сообщалось, что родину покинули владельцы банка «Российский кредит» и «Пробизнесбанка» — Анатолий Мотылев и Сергей Леонтьев.

Владимир Брагинаналитик управляющей компании «Альфа-Капитал»«Тем, чем сейчас занимаются, этим надо было заниматься достаточно давно. Но сейчас этим приходится заниматься в ускоренном порядке. Понятное дело, что это приведет к тому, что люди будут немножко более аккуратно смотреть на то, какому банку они доверяют свои средства. Понятное дело, что мелким банкам в этой ситуации, по крайней мере, какое-то время будет тяжелее привлекать клиентов. С другой стороны, каких клиентов? То есть если банк занимается кредитованием, если компания берет кредит у банка, то ей не так уж важно, у какого банка она берет кредит, потому что даже если с этим банком что-то случится, ей по этому кредиту все равно придется отвечать, может быть, перед другим банком, но который не сможет изменить условия по этому кредиту».

Большинство опрошенных банкиров и аналитиков все-таки положительно оценивают политику регулятора. Российская банковская система действительно нуждается в избавлении от недобросовестных банков, часто ведущих криминальную деятельность. Другое дело, что таким организациям почему-то много лет позволяли безнаказанно жить и плодиться, резюмируют эксперты.