Российский бюджет недоберет в следующем году более триллиона рублей. К такому выводу пришел Минфин, проанализировав риски главного финансового документа страны, сообщает газета «Коммерсантъ» со ссылкой на источники. При этом названная сумма больше той, которую правительство в следующем году сможет предельно потратить из Резервного фонда.

Накануне премьер-министр Дмитрий Медведев уже заявил, что не исключает антикризисный план — 2016, но рассчитывает на развитие экономики по обычному сценарию. Главным риском Минфин называет слишком дорогой рубль. К сожалению, Россия по-прежнему остается заложницей цен на нефть, комментирует начальник управления аналитических исследований УК «Уралсиб» Александр Головцов.

Александр Головцовначальник управления аналитических исследований УК «Уралсиб»«Рублевая цена барреля падает, поскольку рубль стоит более-менее на месте при падающей нефти, и вместе с этим падают доходы в бюджете. Причем формула расчета налогов на добычу и после на экспорт составлена так, что налоговые поступления падают быстрее, чем стоимость барреля в рублях. Если баррель в рублях сейчас стоит процентов на 20 ниже, чем год назад, то налоговые поступления падают в результате больше, чем на 25% от нефтегазового сектора. Это грозит тем, что Резервный фонд может быть исчерпан уже к концу 2016 года, например, а не к середине 2017-го или к концу, как могло бы быть при нынешних бюджетных корректировках. Если баррель в рублях будет стоить не 3 тысячи 300, а меньше 3 тысяч рублей, как сейчас баррель Urals, резервный фонд закончится на полгода или на год раньше. Тогда придется печатать деньги и разгонять инфляцию и, соответственно, рубль в результате ослабнет по чисто рыночным экономическим причинам. В конце года он сам по себе может ослабнуть из-за того, что подскакивают бюджетные расходы всегда, поэтому рублей на рынке становится больше. Есть надежда, что этот сезонный фактор поможет или, по крайней мере, рисков, что мы потеряем триллион в бюджете, станет поменьше. Потеряем хотя бы половину триллиона. То, что касается антикризисного плана, можно долго обсуждать. Пока у нас сводится к тому, что мы тратим резервы и дожидаемся, когда нефть отскочит. Что можно было бы делать более эффективного для преодоления кризиса? Это очень длинный вопрос, и пока до него у правительства руки не дошли».

На 11 ноября было запланировано рабочее совещание у Дмитрия Медведева накануне пятничного обсуждения в Госдуме в первом чтении проекта федерального бюджета на 2016 год. По данным газеты «Коммерсантъ», к совещанию Минфин подготовил анализ рисков исполнения федерального бюджета в текущих обстоятельствах.

Риски недобора в казну есть, но велика вероятность того, что финансовое ведомство просто перестраховывается, считает первый зампредседателя комитета Госдумы по бюджету и налогам Александр Тарнавский.

Александр Тарнавскийпервый зампредседателя комитета Госдумы по бюджету и налогам«У нас расходная часть 16,1 трлн рублей, а доходная около 14 трлн, точнее 13,7 трлн рублей. Вот правительство сейчас говорит о том, что может быть, до 1 трлн рублей мы не дособерем. Здесь два элемента. Экономика волатильна, правительство не совсем качественно работает, ну и лучше, как обычно, перестраховаться с тем, чтобы взять заниженные обязательства и если что не так, сказать, что все у нас нормально. Но на самом деле риски есть, и риски, связанные как с ценой на нефть, поскольку мы понимаем, что доходная часть бюджета — это приблизительно половина поступает от нефтегазовых доходов, так и от не нефтегазовых, а именно налоги. У нас с экономикой, как вы прекрасно понимаете, не все в порядке. Прииски есть, можно сказать, что Силуанов в определенной мере для себя делает подушку безопасности о том, что если что не так, я предупреждал. Но депутаты в пятницу рассматривают бюджет в первом чтении, будут обсуждать те параметры бюджета, которые предложены правительством. Если проект бюджета будет принят в первом чтении, то тогда ко второму чтению, которое планируется на 2 декабря, возможно, будут эти параметры уточнены, а, возможно и нет. Сейчас будет разбор полетов, имея в виду, что министр финансов России высказал такие сомнения в отношении реальности сбора по доходной части бюджета на следующий год».

В начале ноября риски для бюджета на 2016 год оценила Счетная палата. В частности, аудиторы предупредили о более низких, чем ждут в правительстве, ценах на нефть.