Водителям-должникам ограничивают доступ к автомобилям, но вернуться в строй законопослушным автомобилистам не так уж и просто. Cудебных приставов в ближайшее время наделят новыми инструментами воздействия на должников: они смогут лишать водителей прав за просроченные штрафы на сумму от 10 тысяч рублей. По информации Федеральной службы судебных приставов, водитель может в любой момент погасить задолженность и оперативно, в течение суток, возобновить действие прав.

Однако на деле система работает не так быстро. Сейчас неоплаченный штраф может вызвать массу проблем, связанных в первую очередь с невозможностью на практике подтвердить факт погашения задолженности. Житель Москвы Павел Брусков рассказал Business FM, что уже полгода не может снять обременение с проданной им машины из-за штрафа в 500 рублей.

Павел Брусковжитель Москвы«За полгода до продажи машины я получил штраф за превышение скорости на трассе и забыл его оплатить. Покупатель, попытавшись поставить автомобиль на учет в ГИБДД, получил отказ по причине наложенного ареста на регистрационные действия. На сайте службы приставов нашлась информация о моей задолженности — 500 рублей. До этого никаких повесток или уведомлений о таком решении мне не приходило. Штраф я оплатил в тот же день, отправив в службу приставов по электронной почте подтверждение оплаты. Информацию о задолженности с сайта приставов вскоре убрали. Однако ни на следующий день, ни в ближайшие полгода новый хозяин машины так и не смог ее зарегистрировать, в ГИБДД не поступало уведомление от приставов о снятии ареста. Ни один телефон из указанных на сайте службы за это время мне так и не ответил. Обращение в областную службу тоже ни к чему не привело. Сейчас покупатель ездит по доверенности, а я время от времени получаю его штрафы с камер на мое имя».

Автомобилисты жалуются на то, что штрафы зачастую приходят не вовремя, не по адресу или вовсе не приходят. Business FM спросила экспертов, готовы ли системы учета правонарушений на дороге к таким законодательным проектам.

Всему виной — несовершенство баз данных: они зачастую не имеют между собой связи. Отсюда и все проблемы, считает автоэксперт Игорь Моржаретто.

Игорь Моржареттоавтоэксперт«У нас существуют несколько систем, и базы данных пересекаются как-то очень странно. По статистике платят штрафы 64% людей, соответственно, 36% не платят. Наибольшая часть этих 36% — это не люди, которые презирают закон, а те люди, которые не получают вообще штрафов и не знают, что за ними числятся какие-то долги. Виновата некорректность работы разных баз данных, которые очень странно существуют. Я знаю, что из некоторых регионов статистику, в том числе и штрафную, привозят в Москву на флешках. Живешь нормальной жизнью, а потом выясняется, что за тобой числится какой-нибудь штраф в Вологодской области, где ты не был ни разу. Страна у нас большая, связь налажена плохо, плюс еще очень высокая коррупционная составляющая: на создание каждой базы деньги получались уже неоднократно, а в результате она некорректно работает».

По оценке Федеральной службы судебных приставов, действие законопроекта может коснуться 300 тысяч человек, имеющих долги. Предполагается, что решение об ограничении прав будет принимать самостоятельно пристав или суд в зависимости от вида и размера долга.