Госучреждениям запретили закупать иностранный софт при наличии российских аналогов. Соответствующее постановление подписал премьер Дмитрий Медведев, сообщает газета «Коммерсантъ» со ссылкой на источники.

С начала 2016 года все государственные органы будут обязаны закупать софт из специального реестра отечественного программного обеспечения. Приобрести иностранную продукцию госорганы смогут только при отсутствии российских аналогов. Запрет мотивируется защитой внутреннего рынка России, развитием национальной экономики и поддержкой российских товаропроизводителей.

Однако сразу возникает вопрос, что именно подпадает под запрет: относятся ли к ПО онлайн-сервисы, например, Google Docs, и программы вроде Microsoft Office, где оплачивается не установка, а годовой доступ. Это может стать лазейкой для желающих обойти новое постановление, считает генеральный директор компании «1С-Битрикс» Сергей Рыжиков.

Сергей Рыжиковгенеральный директор компании «1С-Битрикс»«Текущий закон формулирует общие положения по закупке госкорпорациями программного обеспечения и не затрагивает вопрос, что же собственно является категориями программного обеспечения. В каких-то говорится, что это услуга, в каких-то говорится, что это ПО и оно продается по лицензии. Сегодня существует такой способ обхода этого закона — программное обеспечение как бы сдать в аренду. Это уже получается услуга. Я уверен, что будут коррективы и уточнения, которые помогут избежать таких проблем».

Буквально несколько дней назад на рынок вышел первый российский пакет офисных приложений. Компания «Новые облачные технологии» представила продукт «МойОфис», включающий в себя все традиционные программы для работы с документами. О российском заменителе Microsoft Office говорит сооснователь студии по разработке мобильных приложений Creators.ru Вячеслав Семенчук.

Вячеслав Семенчуксооснователь студии по разработке мобильных приложений Creators.ru«Это просто заменитель Microsoft Office. Наверное, единственная вещь, с которой заходил этот продукт на рынок, это частные облака, когда государственная корпорация может использовать облачный пакет офисных программ и при этом информация хранится не где-то на облаках Microsoft, а на внутренних серверах той же корпорации. Это, наверное, одна из тех фишек, которые отличают этот продукт от других на рынке, но не являются, по моему мнению, какой-то ключевой характеристикой. Несомненно, будут покупать наш русский «Офис», но у нас есть очень серьезная статистика: в наших государственных и окологосударственных учреждениях всего 40% легального софта. Это говорит о том, что продукт не захватит быстро весь рынок, но точно откусит ту часть, которая исходит из новых закупок».

Когда программа будет внесена в реестр отечественного ПО, ее за отсутствием других российских аналогов будут обязаны закупать любые госучреждения. Однако монополистом «Новые облачные технологии» вряд ли станут, полагает владелец сервиса статистики Liveinternet Герман Клименко.

Герман Клименковладелец сервиса статистики Liveinternet«В таких продуктах самая важная история — как раз вопросы эксплуатации. Написать можно достаточно быстро: условно говоря, любой из нас может купить книжку в «Доме книги», как написать, например, форум за 24 часа, и это действительно можно будет сделать. Но какую нагрузку он будет держать, можно ли его массово эксплуатировать? Как я понимаю, у них сейчас достаточно большая ответственная часть — попробовать внедрить в локализованные массы. Когда у них появится несколько миллионов пользователей и этот софт на них будет нормально работать, тогда, наверное, все будет понятно. Сейчас можно говорить о том, что есть продукт, который требует опытной эксплуатации. Я думаю, что компания не станет монополистом в офисном программном обеспечении. Есть же еще разработки помимо «МойОфис». Как только появятся деньги, там начнется своя собственная война. Это нормально и хорошо».

По данным портала TAdviser, основная доля компании «Новые облачные технологии» принадлежит экс-замглавы «Ростелекома» Андрею Чеглакову. По данным Forbes, ранее он был основным владельцем распущенной в прошлом году компании Marussia Motors.

Реестр отечественного ПО будет сформирован из софта, исключительное право на который принадлежит государству, российской НКО или компании, в которой доля российских владельцев составляет более 50%. За реестр будет отвечать Минкомсвязь, а решение о включении софта в перечень будет принимать экспертный совет при министерстве.