Российское правительство приняло решение ввести с 1 января продэмбарго в отношении Украины. Об этом сообщил в эфире телеканала «Россия 24» министр экономического развития Алексей Улюкаев. Вот что он сказал:

Алексей Улюкаевминистр экономического развития РФ«С высокой степенью вероятности нам придется в одностороннем порядке защищать свой рынок от неконтролируемых доступов через таможенную территорию Украины товаров из третьих стран, прежде всего, из стран ЕС. И эта защита будет идти, прежде всего, по линии введения режима наибольшего благоприятствования. Оснований же для того, чтобы сохранять нулевую ставку таможенных тарифов Украины в такой ситуации мы иметь не будем. И, кроме того, поскольку Украина присоединилась к санкциям против РФ, к экономическим и финансовым, мы приняли решение о введении, так же, как и любой другой стране, которая к этим санкциям присоединилась, защитных мер в виде продовольственного эмбарго. Просто это решение имеет отсроченный характер, оно тоже отсрочено до 1 января».

Улюкаев сказал, что продовольственное эмбарго в отношении Украины в случае его введения будет таким же, как и в отношении ЕС. При этом он говорит про таможенные пошлины. Так что мы в итоге вводим — эмбарго или отменяем нулевую пошлину? Или и то, и другое?

Вадим Карасевдиректор киевского Института глобальных стратегий«Скорее, отменят нулевую пошлину в рамках режима зоны свободной торговли, и двухсторонняя зона свободной торговли России и Украины. Понятно, почему это заявляют сегодня российские чиновники экономические, понятна озабоченность. Потому что в самом начале, когда только разыгрывалась вот эта история подписания и соглашения об Ассоциации зоны свободной торговли Украины с ЕС, Россия предупреждала, что она отменит по той причине, что теперь идет обнуление всех пошлин торговли между Украиной и ЕС, в Украину хлынет дешевая европейская продукция, которая потом хлынет на российский рынок, это подорвет конкурентоспособность российских производителей, потому что между Украиной и Россией тоже действует зона свободной торговли. Украина предлагала такой вариант: это вопрос технический, его можно решить, например, совместные таможенные посты иметь между Украиной и Россией и четко определять по маркировке, по другим каким-то деталям, где есть попытка экспорта, а где продолжается нормальный режим торговли в рамках зоны свободной торговли. Но, тем не менее, вот эти все угрозы в августе 2013 года пытались ввести в дело, прозондировали, тогда экономическая таможенная война разыгралась между Украиной и Россией. Все это закончилось тем, что Янукович не подписал это соглашение, потом был Майдан, и дальше уже новая история и новый период двусторонних отношений между Россией и Украиной. В результате для украинских молочников, например, производителей молока закрыт уже фактически российский рынок, и российские производители молока сейчас переориентируются на другие рынки. Между прочим, страдает и российский потребитель, потому что украинское молоко наилучшего качества. Крым, который сейчас находится под контролем России, уже увидел это — порошок. Российское молоко, которое туда поставляется, это порошок, в отличие от украинского хорошего, настоящего молока. Поэтому аграрно-промышленный комплекс переориентируется на европейские рынки, на Китай. В этом году очень сильный рывок на китайский рынок. Теперь украинские сельхозпроизводители ждут открытия иранского рынка после санкций, многие говорят: нам нужен иранский рынок, 80 млн небедных людей в Иране, которые ждут. А что касается того, что придется жить без России, в Украине не драматизируют этот момент».

Вот что на этот счет думает Иван Стариков, профессор Института экономики РАН:

Иван Стариковпрофессор Института экономики РАН«Дело в том, что при всех, казалось бы, сложных отношениях наших, мягко говоря, тем не менее, мы не отозвали послов одной страны или другой, сохраняем экономические взаимоотношения в энергетической сфере и в других отраслях, кроме военной. Я думаю, что продовольственный у нас довольно интенсивный обмен идет. Полагаю, что сегодня, если говорить в первую очередь про европейскую часть, где основная часть жителей России проживает, по молочной группе, по группе растительных масел, по кондитерке у нас все-таки, я думаю, что процентов 12-15% составляет импорт. У нас существует единое таможенное пространство, обратите внимание. Значит, Казахстан и Белоруссия — после 7 августа прошлого года мы ввели санкции против Европы, наши партнеры по Таможенному союзу к ним не присоединились, в отличие от европейских стран, которые солидарно держат санкции против России. И это же не секрет Полишинеля, что через ту же Беларусь пошли большие объемы продуктов... В правительстве люди разумные и понимают, что есть политическая составляющая в таких заявлениях и есть экономическая составляющая, которая состоит в том, что не поддержит Белоруссия, в первую очередь, у них тоже достаточно прозрачные границы с Украиной. Украинские товары подорожают ровно настолько, насколько ухудшится логистика, потому что придется теперь делать крюк через Белоруссию значительной части украинских товаров, окрашивать их, как произведенные либо в Белоруссии, либо других странах, которые не находятся под санкциями. Я могу средневзвешенно сказать, что минимум на 10-15% за счет «транссанкционных» издержек вырастут те самые продукты украинские, которые присутствуют на российском рынке. Еще раз: у нас продовольственная инфляция, как это ни печально говорить, будет за 25% в общей структуре потребительской инфляции».

Украина оценила потери от продуктового эмбарго России в 600 млн долларов. Об этом 18 ноября на заседании кабинета министров Украины сказал премьер-министр страны Арсений Яценюк.

Однако решение о введении продуктового эмбарго против Украины может быть отменено, если Киев пойдет навстречу Москве, заявил первый замглавы Минэкономразвития Алексей Лихачев. Он назвал «точкой невозврата» 1 декабря.