Решения Всемирного антидопингового агентства по дальнейшей судьбе РУСАДА, которые рассматривались в среду вечером в Колорадо-Спрингс, вскрыли массу фактов, неприятных для российских спортивных чиновников. Во-первых, по данным ВАДА, доктор российской Федерации легкой атлетики Сергей Португалов лично рассылал e-mail спортсменам с подробными указаниями: что, когда и в какой дозировке принимать. Во-вторых, ВАДА просила Григория Родченкова сохранить все пробы, которые оказались под подозрением, те самые 1417, а он именно после разговора с ВАДА намеренно их уничтожил. В-третьих, выяснилось, что российских легкоатлетов заранее предупреждали о прибытии проверяющих организаций, делали это люди из РУСАДА. В WADA это считается тягчайшим преступлением.

Иван Швецспортивный обозреватель Business FM«Выводы ВАДА очень неприятны для нас, потому что все, перечисленное следствием, это не происки отдельного человека, а скоординированная работа различных организаций. И для чего? Чтобы скрыть положительные результаты тестов. Значит, нужно говорить уже о системе, а это ответственность не атлетов, а российских спортивных и государственных структур. И чем быстрее мы это признаем, тем будет лучше. Ну а какой же выход? У нас не западная модель спорта высших достижений, а структурированная госпрограмма, кстати, очень дорогая даже по сравнению с Америкой и Германией. Если посмотреть, сколько денег выделяется на поддержку спорта, то в нашей стране это сумма порядка 3 млрд долларов. В США она в 10 раз меньше. Там все просто: ты ищешь спонсоров, если нашел — просто идеально, если нет, договариваешься с региональными представительствами, которые дают тебе тренироваться и может быть потом Олимпийский комитет даст тебе лицензию, а значит, оплатит проезд и проживание до места соревнований, где ты должен что-то выиграть. Выиграл, получил призовые — хорошо, поделишься с ними и что-то возьмешь себе на покупку инвентаря, участие в следующих соревнованиях. В общем, если это не супервид спорта, который раскручен в Америке, вроде бейсбола или баскетбола, — все остальное является заботой конкретного спортсмена и зависит, в первую очередь, от его стараний. У нас наоборот — усовершенствованная советская модель, когда со спортсменом нянчатся, передают из детских юношеских спортивных школ в более серьезные структуры. Да, в отдельных игровых видах спорта процветает настоящая коррупция, где состоятельные родители просто платят за то, чтобы его чадо ставили в основу. Ну, именно из-за этого у нас все сыпется и в футболе, и в хоккее очень скоро посыпется. Достаточно посмотреть на результаты наших юниорских и особенно юношеских сборных. Так вот, эта структура государственная. Если строго следовать всем указаниям наших разоблачителей, мы просто уничтожим вертикаль подготовки атлетов. Я в этом смысле согласен с Еленой Исинбаевой, которая, к слову, запустила в Instagram хештэг #ИсинбаеваРио2016 в поддержку собственного участия в бразильских Олимпийских играх, потому что даже такая легендарная спортсменка, если решение отстранить российских легкоатлетов от участия в международных соревнованиях все-таки станет постоянным, даже она не попадет в Рио. И лейтмотив подобных высказываний — «Мы-то за что страдаем»? Самое главное сейчас — дождаться, как будут развиваться события, какую тактику изберут российские чиновники, в первую очередь, Минспорта и Виталий Мутко. Здесь очень важно следить за каждым словом. Ну и, безусловно, нужно воспользоваться рекомендациями ВАДА, одна из которых дает Минспорта право вмешиваться и снимать с должности любого тренера, который был уличен в допинговых преступлениях — вне зависимости от того, какую федерацию он представляет. В общем, Минспорта дали рычаги и возможность рубить головы, но делать это надо аккуратно».

Виталий Мутко заявил, что Минспорт будет до последнего бороться за то, чтобы временная дисквалификация, наложенная на Всероссийскую федерацию легкой атлетики, была снята через два-три месяца. А пока появились первые пострадавшие от запрета участвовать в международных стартах. Россиянин Виктор Угаров, который 15-го ноября выиграл марафонский забег в японской Канадзаве, лишился призовых за эту победу. Также Международная ассоциация легкоатлетических федераций потребовала, чтобы российская федерация применила к Угарову дисциплинарные санкции.