Предполагаемый организатор терактов в Париже уничтожен. Прокуратура сообщила об опознании тела мужчины, убитого снайпером во время осады квартиры в Сен-Дени. Им оказался Абдельхамид Абаауд, которого СМИ называют спонсором и вдохновителем серии терактов во французской столице. Чем он занимался в пригороде Парижа? И отменит ли Франция режим чрезвычайного положения?

Опознание Абаауда заняло около 16 часов. Только после этого прокурор Франции сообщил об уничтожении предполагаемого организатора терактов. Бельгиец скрывался в Сен-Дени. Это пригород, час езды до Парижа. Теперь Абаауда называют еще и девятым участником пятничной бойни. За год он несколько раз выезжал за пределы Франции, несмотря на розыск по подозрению в подготовке 4 неудавшихся терактов. В Сен-Дени, судя по всему, бельгиец занимался и вербовкой сторонников ИГИЛ, запрещенной в России террористической организации. «Курировал Испанию», — сообщил глава МВД этой страны. Вербовал, в основном, женщин. Работал через соцсети. Возможно, через Telegram — это один из популярных среди джихадистов мессенджеров. Команда проекта закрыла 78 групповых каналов, по которым боевики ИГИЛ вели пропаганду и привлекали к себе сторонников. Чем привлек Telegram террористов?

Алексей Раевскийгендиректор компании Zecurion«Для террористов плюсы в том, что это достаточно новый мессенджер. То есть для спецслужб занимает все-таки какое-то время, они не могут просто прийти в компанию владельца этого сервиса и попросить дать им информацию. Они все равно должны какой-то процесс пройти, найти рычаги давления на эту компанию. Во-вторых, вполне вероятно, что на сегодняшний день, это единственный мессенджер, который не контролируется спецслужбами никаких государств».

Несмотря на впечатляющие результаты работы французских спецслужб и полиции, парламент продлил еще на три месяца режим чрезвычайного положения. И, судя по всему, на этом Франция не остановится. Олланд предложил лишать паспортов лиц с двойным гражданством и закрывать мечети, где проповедуют радикальный ислам. А это уже требует изменения Конституции, отмечают французские СМИ. К ужесточениям общество относится спокойно, говорит журналист международного французского радио RFI Дмитрий Гусев.

Дмитрий Гусевжурналист международного французского радио RFI«Франция заложница того, что она правовое государство, обыски проводить нельзя без санкции суда. К суду нужно обращаться с какими-то весомыми доказательствами. Режим чрезвычайного положения позволяет обыскивать, например, и задерживать, и допрашивать тех, по отношению к кому были какие-то малейшие смутные подозрения, и на самом деле вот эти обыски, которые сейчас идут каждый день сотнями во Франции, в основном они позволяют полиции и спецслужбам получить какую-то дополнительную информацию и работать, что называется, на опережение и, возможно, обнаружить какие-то новые и неизвестные группы террористов, которые что-то готовят во Франции».

Жесткие меры безопасности во Франции, безусловно, остудят горячие головы. Но есть ли гарантия, что группы боевиков не активизируются за границами Пятой республики? Европейских стран много, но везде спецслужбы работают на опережение.