Очередной отзыв лицензий российских банков, на этот раз — из первой сотни. Банковская деятельность запрещена Нота-банку, занимающему по размеру активов 78-е место в рэнкинге «Интерфакс-100». На полгода туда введена временная администрация и мораторий на удовлетворение требований кредиторов банка. По данным Центробанка, Нота-банк испытывал проблемы с ликвидностью: отток средств клиентов — юридических лиц в банке в последнее время составлял порядка 16 млрд рублей. Лицензии также лишен банк «Балтика», который занимал 160-е место по размеру активов, а также «Связной Банк» — он на 200-м месте.

О проблемах банка «Связного» известно давно. В начале апреля 2015 года он нарушил главный норматив ЦБ о достаточности капитала, из-за чего регулятор запретил банку принимать новые вклады и пополнять существующие. В начале лета банк «Тинькофф Банк» выкупил портфели кредитных карт «Связного Банка» на сумму около 6,43 млрд рублей. В октябре сообщалось, что основатель «Связного» Максим Ноготков продает бизнес, чтобы спасти убыточный «Связной Банк». Сотовый ритейлер «Связной» и одноименное кредитное учреждение оценивались всего в 100 млн долларов.

Последние полгода СМИ неоднократно сообщали о возможной большой долговой нагрузке группы компаний «Связной», но точные цифры не были известны. Менеджеры «Связного» говорили, что чистый долг ритейлера по итогам прошлого года составлял всего 7 млрд рублей. 9 декабря состоится внеочередное собрание акционеров, на котором рассмотрят вопрос о ликвидации кредитной организации.

О главных ошибках «Связного» в своем блоге накануне написал член совета директоров онлайн-бухгалтерии «Мое дело» и бывший вице-президент «Тинькофф Банка» Олег Анисимов. Он заявляет, что нынешнее плачевное состояние банка можно было просчитать с первого дня. Банк стартовал весной 2011 года и сразу предложил интересный для клиентов продукт — универсальную кредитно-дебетовую карту с высоким процентом на остаток, баллами «Связного-клуба» и приличным интернет-банком.

Первой ошибкой Анисимов называет высокие первичные лимиты в 100 тысяч рублей, при том, что о клиентах банк знал мало. Логично сначала устанавливать скромный лимит, а когда клиент зарекомендует себя своевременными платежами, поднимать его. Вторая ошибка — низкие ставки по кредитам. Они начинались с 24% годовых при беспроцентном периоде в 50 дней. Для беззалогового продукта — очень мало, учитывая, что невозвраты по таким кредитам, иногда очень большие, есть всегда. Третья ошибка — большой минимальный платеж по кредиту. «Связной Банк» таким образом лишал клиента возможности платить в удобном для него ритме. В итоге нечестные люди не вернули долг по крупным лимитам, а на добропорядочных заемщиках банк зарабатывал недостаточно из-за значительного минимального платежа, пишет Анисимов.

В апреле, как писали «Ведомости», «Связной Банк» потребовал от своего основателя Максима Ноготкова вернуть кредиты на 120 млн рублей, которые он, по данным издания, взял на личные нужды. Контрольный пакет компании Trellas, которая владеет Связным Банком, в феврале перешел в собственность компании Solvers, принадлежащей Олегу Малису — брату президента «Евросети» Александру Малису. Это произошло после того, как компания под управлением Ноготкова не смогла рассчитаться по кредиту на 120 млн долларов с фондом «Онэксим» Михаила Прохорова. В октябре появилась информация, согласно которой основатель «Связного» Максим Ноготков переехал в США, где намерен запустить стартап в области мобильной коммерции. «Да, я в Кремниевой долине, но рассказать миру мне пока нечего», — сообщил он сам.

Фактически за «Связной Банк» уже почти год отвечает топ-менеджмент, признавал в начале ноября председатель правления и член совета директоров банка Евгений Давыдович. Олег Малис, по словам его знакомых, в банке не заинтересован, писали «Ведомости». Давыдович в начале ноября называл возможное решение о санации «Связного Банка» лучшим вариантом, который означал бы, что его топ-менеджмент боролся не зря. Он заявил: «Если отзовут лицензию, мне по-человечески будет обидно, особенно когда видишь, какие банки попадают под санацию — в которых дыры на миллиарды рублей, все активы выведены. А их почему-то санируют».

Банк России подходит к ситуации формально — у него нет возможности искать индивидуальный подход к каждому банку. Если бы нашелся инвестор, то Связной Банк был бы спасен, считает президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян.

Гарегин Тосунянпрезидент Ассоциации российских банков«У Центрального банка позиция заключается в том, что потребуется слишком много денег на санацию, если нет инвестора, который готов в этом участвовать, а государство в лице ЦБ не может. Если есть инвестор, нагрузка ложится на него, а ЦБ приходится чуть-чуть проявить лояльность по краткосрочным нарушениям сроков или по краткосрочному поддержанию ликвидности. Когда инвестор не находится, за свой счет нам слишком дорого, говорит ЦБ. В результате у нас получаются 200 отзывов и 18 санаций. Я бы подходил все-таки очень индивидуально, леча каждый банк отдельно, скрупулезно пытаясь именно вылечить, спасти, потому что за ним стоит целая семья клиентуры, а не говоря, что ты сам виноват, поэтому, будь добр, на тот свет».

Нота-банк, «Балтика» и «Связной Банк» — участники системы страхования вкладов. Агентство по страхованию вкладов начнет выплаты не позднее 8 декабря, говорится в его сообщении. Максимальные выплаты на одного вкладчика — 1,4 млн рублей.