Напряженные отношения между Москвой и Анкарой ставят под серьезное сомнение осуществление проекта «Турецкий поток». Что теряют «Газпром» и Турция, и возможны ли какие-то альтернативные варианты поставок газа по «южному пути»?

О том, что «Турецкий поток» подпадает под перечень инвестпроектов, которые могут быть заморожены или отменены в рамках ограничительных мер против Анкары, заявил накануне глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев. На этом фоне акции «Газпрома» ушли в минус. Правда позже министр энергетики Александр Новак сообщил, что Москва пока не принимала каких-то определенных решений в отношении совместного с Анкарой проекта.

История с «Турецким потоком» длится уже год. Она увязла в пакетной структуре сделки — к разрешению на строительство была привязана скидка на российский газ. Таким образом, делать подобные заявления о том, что проект может никогда и не состояться, легко. Он и так никуда не движется, говорит партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин.

Михаил Крутихинпартнер консалтинговой компании RusEnergy«Над этим проектом никто не работает. Суда, которые могли бы прокладывать трубы, они отпущены, контракты с ними разорваны. «Газпрому» пришлось списать миллиарды долларов, которые были потрачены на российский участок этого направления экспорта. Переговоры никакие не ведутся. Поэтому несуществующий проект включен в этот список».

Однако какая-то надежда на то, что проект все-таки будет запущен, оставалась. Туркам он в любом случае был выгоден. В таких объемах, кроме как у России, им закупать топливо больше негде. К тому же они становились бы крупным транзитером. Но в нынешней ситуации, похоже, что осуществлен проект так и не будет. И это сильно бьет по «Газпрому», говорит независимый эксперт Эльдар Касаев.

Эльдар Касаевнезависимый экспертУ «Газпрома» ситуация тяжелая по той причине. Та инфраструктура, которая уже была построена в рамках «Турецкого потока», она была построена еще раньше для «Южного потока». Ситуация сейчас усложнилась. С Турцией отношения будут крайне тяжелыми. В ближайшей перспективе ситуация вряд ли улучшится, и это будет бить по экономике. Поэтому здесь «Газпром» может потерять. Уже имеются большие растраты и большие риски, потому что тянется это все уже несколько лет. То есть фактически мы здесь теряем то, что уже раньше вложили, но не смогли окупить с помощью Турции».

В свою очередь, ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников Рустам Танкаев считает, что выход у «Газпрома» все же есть: страны Южной Европы очень заинтересованы в российском газе. Поэтому здесь все возможно, вплоть до возобновления проекта «Южный поток», говорит эксперт.

Рустам Танкаевведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников«И Россия, и ЕС почешут репу и найдут выход, в конце концов, и никаких сомнений в этом нет. Возможно два варианта. Первый вариант — это возобновление «Южного потока». Но там я хочу напомнить, есть одна проблема. Дело в том, что часть «Южного потока» проходит по акватории Турции. В свое время разрешение на строительство этой части было получено с очень большим трудом. Другой вариант — это строительство терминала по сжижению природного газа и поставка сжиженного природного газа на терминалы в Болгарии так, чтобы не пересекать Босфор и Дарданеллы, потому что турки с очень большим трудом будут пропускать наши суда».

Но объемы сжиженного газа не смогут заменить объемов, которые могли бы пойти по трубопроводу. Неприятностей «Газпрому» добавляет еще то, что Киев резко сократил закупки российского газа — с 50 млрд кубометров до менее чем 20. Этому, безусловно, способствовало падение промышленного производства на Украине. Кроме того, Киев собирается покупать газ по реверсу. Правда, в этом случае и экспорт «Газпрома» в Европу возрастет.