Российский Интернет заполонили шутки о том, чем Москва ответит Анкаре. После распоряжения премьер-министра РФ Дмитрия Медведева за два дня разработать комплекс ответных мер в социальных сетях появился шутливый приказ: запретить кофе по-турецки, «Хор Турецкого», «Турецкий гамбит», турецкие сладости и имя Наташа.

Режиссер фильма «Турецкий гамбит» Джаник Файзиев прокомментировал Business FM реакцию общества на конфликт Москвы и Анкары.

Джаник Файзиеврежиссер«Очень многие люди, которые сейчас остро реагируют, это люди с эмоциональным сознанием: они не успевают проанализировать ситуацию и выдают первую реакцию, которая им приходит на ум. Реакции делятся на три категории. Первая категория — мы должны немедленно нанести симметричный удар, объявить им войну. Вторая реакция — давайте не покупать все турецкое, выкинем их из нашей жизни. А третья реакция — это люди, которые пытаются сбалансировать, понимая всю сложность ситуации. У меня нет четкого рецепта, как надо поступить. Я за то, чтобы ответ не был симметричным, поскольку в таком сложном месте, как Турция, Сирия, где национальный вопрос всегда горячий и существует уже столько лет, никогда резкие и агрессивные поступки не приносили никакого результата, кроме как ухудшение ситуации. Я к этим шуткам — запретить турецкий кофе, запретить «Хор Турецкого» — отношусь легко, улыбаюсь, когда читаю, не придаю этому серьезного значения, потому что у этих людей сознание юмористическое, они ко всему относятся смешно и прохладно. Имеют право. Мне кажется, что это здоровая реакция. Я бы предпочел, чтобы людей, которые шутят, было больше».

В Москве более полусотни ресторанов турецкой кухни. Однако оттока гостей там не ждут, говорит управляющий ресторана Bodrum Евгения Лисина.

Евгения Лисинауправляющий ресторана Bodrum«Мы очень слабо зависим от турецких продуктов, у нас полностью российские производители и поставщики. Турецкий кофе — да, как были эти поставщики, так и останутся. Гости ресторана Bodrum — это курдская часть населения, которая к туркам относится сама по себе очень плохо. Мы как ресторан, наверное, не сильно пострадаем, потому что турков у нас нет. Запрещать турецкое абсолютно глупо за действия президента, которым играют как марионеткой. Туркам в России, конечно, достанется. Как каждому грузину доставалось, так же каждому турку достанется».

Ресторатор Александр Соркин напоминает, что Россия сама выступала против решения политических проблем экономическими санкциями.

Александр Соркинресторатор«Мы всегда сами декларировали, что экономические санкции — это не метод решения политических вопросов. Мы это всегда говорили, когда был конфликт с Украиной, когда против нас приняли европейские санкции. А теперь мы делаем примерно то же самое, и нам это уже не кажется нелогичным. Такие диссонансы мне не очень нравятся. Не далее как сегодня мне нужно было в одну комнату повесить шторы, и мне сказали, что надо как можно быстрее повесить карниз и заказать его, потому что он турецкий и через какое-то время на складах их больше не будет. Люди уже готовы к экономическому эмбарго. Наши предприниматели очень быстро перестраиваются. Мы все выдержим, но грустно».

Взрывной рост антитурецких настроений — это тревожный звонок, отмечает руководитель центра по изучению ксенофобии Института социологии РАН Эмиль Паин.

Эмиль Паинруководитель центра по изучению ксенофобии Института социологии РАН«В последние годы слишком часто эксплуатировалась негативная консолидация, консолидация «против». Это значит, что общество в большой степени подогрето к восприятию врага. Поскольку известно, что ксенофобию нельзя сконцентрировать только в одной точке, только против одного врага, это опасная тенденция, потому что, как мы видим, враги возникают очень быстро, и такие же образы могут найтись и внутри страны».

Издание The New York Times пишет, что последний инцидент со сбитым самолетом вызвал взрыв патриотических настроений в социальных сетях. Российские пользователи отмечают, что турки никогда не были им друзьями. «Они коварны, хитры и лицемерны», — пишет один из них в Facebook, а другой обещает никогда не ездить в Турцию и не покупать турецких товаров.