Сегодня, 30 ноября, в Париже проходит климатический саммит. На фоне конфликтов последнего времени главная тема мероприятия остается в тени. Главной интригой была возможная встреча президентов Владимира Путина и Реджепа Тайипа Эрдогана. Считается, что последний находится под давлением Запада. Впрочем, пресс-секретарь российского лидера Дмитрий Песков днем 30 ноября сообщил, что о встрече глав РФ и Турции в Париже речи не идет.

Как бы то ни было, президент Турции Реджеп Эрдоган и премьер-министр Ахмет Давутоглу в последние дни явно смягчили риторику. Анкара сожалеет о случившемся, Владимиру Путину отправлено предложение встретиться с Эрдоганом в Париже в рамках климатического саммита. Правда, ответа нет, Кремль по-прежнему демонстрирует бескомпромиссную позицию, требует официальных извинений и вводит антитурецкие санкции. Однако все же не совсем жесткие. Власти в Анкаре пока что не отвечают, считается, что главные причины — это экономические потери и позиция Запада, которому не нужно новое обострение. Видимо, проблем и так хватает. От Эрдогана требуют закрыть границу с Сирией, чтобы ее не пересекали боевики и нелегальные мигранты, на него явно оказывается давление. Эксперты расходятся во мнении относительно возможной встречи Путина и Эрдогана. Считается, что здесь, помимо всего прочего, есть и личностный фактор. Российский президент фактически говорит о предательстве — такое не прощается, по крайней мере, пока Эрдоган у власти. С другой стороны, понятно, что серьезная конфронтация не выгодна никому, поэтому Москва ввела не очень жесткие меры, которые со временем могут и смягчаться, скорее всего, это будет зависеть от успехов мировой дипломатии. Возможно, Анкара и в дальнейшем воздержится от ответных действий — хотя бы потому, что ведь это ее силами был сбит российский самолет, продолжает политолог Константин Симонов.

Константин Симоновполитолог«И у нас, и на Западе элиты рационально мыслящие. Никто ядерной войны не хочет, но проблема заключается в том, что все играют в крутых парней. Когда вы повышаете ставки, увеличиваете военное присутствие, кто-то перебрасывает F16 поближе к зоне действий российских самолетов, кто-то С-400 перебрасывает в зону полетов. Рано или поздно, даже если не будет какого-то приказа, может какая-нибудь шальная ракета куда-нибудь не туда пойти».

Есть еще один аспект. Запад в конфликте с Россией однозначно не поддержал Турцию, но с другой стороны, Анакара ближе. Она — член НАТО, стратегический партнер, под ее контролем проливы. Отсюда и заявления — Турция вправе защищать свое воздушное пространство. А что же российские союзники — Белоруссия и Казахстан? Они традиционно хранят молчание. Александр Лукашенко высказался лишь в том ключе, что мир сошел с ума, он бурный и непредсказуемый. И дальше оба союзника уже по традиции готовы пропускать через себя новые санкционные продукты и зарабатывать, отмечает профессор Высшей школы экономики Алексей Портанский.

Алексей Портанскийпрофессор Высшей школы экономики«Союзники не будут поддерживать наши санкции, это уже мы знаем из опыта отношений с Европой экономических, там было то же самое и здесь будет так же. Поэтому товары будут попадать через Белоруссию или Казахстан, но они будут дороже, и, конечно, пострадает наш потребитель. Но, очевидно, не все будут проникать — поставки которых наиболее выгодны, целесообразны».

Президент Азербайджана Ильхам Алиев готов помирить Россию и Турцию. Он побывал с визитом в Минске. Наблюдатели говорят, что он перенимает у Лукашенко опыт посредничества. Есть шанс, что конфликт Москвы и Анкары, по крайней мере, удастся смягчить, конечно, при условии, что все справятся с амбициями. Что само по себе не просто.