Санкции против Турции, естественно, стали главной темой итоговых передач федеральных каналов телевидения. Общий смысл можно передать так — Россия оскорблена, получила удар в спину, необходим ответ, но войны мы не хотим. Хотя крайняя точка зрения — нанести удар — присутствует. Ее по традиции выразил Владимир Жириновский.

Автор и ведущий главной российской политической программы «Вести недели» Дмитрий Киселев, по сути, разъяснил гражданам позицию президента. Турецкая тема сходу стала первой. Титр позади ведущего гласит: «Агрессия». Нам нанесли удар в спину. У Эрдогана был шанс извиниться, наказать виновных, и тогда реакция Кремля была бы другой, но нет. И вот теперь жесткий ответ. Больше всех достается лично президенту Турции — его имперским амбициям и сложному характеру — он якобы засыпает в грезах о возрождении великой Османской империи и не брезгует покупать нефть у террористов. Видимо, все-таки это он — главная причина случившегося. Правда, есть еще и фактические союзники Турции. НАТО и Запад — традиционные темы для российского официального эфира. Однако, как указывает Дмитрий Константинович, не все страны альянса думают одинаково. Франсуа Олланд в программе назван союзником. В отличие от главы Белого дома, он, конечно, не поддержал Эрдогана, но тем не менее.

Дмитрий Киселевтележурналист«Член НАТО Греция осудила эту подлость, Обама погладил Эрдогана по головке, хотя и не возложил ответственность на всю возглавляемую США коалицию. Многим в НАТО просто тихо стыдно. И, действительно, всем в странах НАТО трудно разделять мотивы Эрдогана, личности экспансивной и, как мы сейчас понимаем, лживой».

Кто виноват, ясно. Что делать? Программа «Политика» на «Первом канале». Много гостей. Есть и либералы — Леонид Гозман, Сергей Станкевич и даже гости из Польши и Турции. Понятно, что ответ нужен, но какие санкции, жесткие или не очень. Первой слово получает «Единая Россия». Расставляются акценты. Политическая необходимость — надо ответить. Затем дискуссия. Польский участник недоумевает. По его словам, Россия уже год говорит, что санкции — это плохо. И вдруг сама же их вводит. Ведущий дает исчерпывающее пояснение: «Санкции, который принял Евросоюз под давлением, являлись ответом на то, что Россия не собирается подчиняться навязанной политике на Украине. Санкции, которые сейчас принимает Россия в ответ на сбитый самолет, — это ответ на сбитый самолет».

Естественно, либералы против, то есть, скорее против. Но солирует, как и положено для таких программ, Владимир Жириновский. Он забивает всех шокирующими аргументами, вроде штурма Стамбула к Новому году. Ведущие не обрывают. В принципе, и участники особенно не спорят — видимо, за многие годы к риторике лидера ЛДПР уже привыкли.

Владимир Жириновскийлидер ЛДПР«Войны мировой и ядерной не будет, не морочьте голову людям. Нанести удар жесткий по Турции надо, тогда сразу исчезнет киевское правительство. Мы уничтожим турецкую армию раз и навсегда. Вы говорите, почему нет ответного удара? Когда последний русский турист уедет оттуда, тогда и нанесем удар».

К выводам приступает Геннадий Зюганов. По его мнению, большая война нам не нужна. В Турции имеется большая и хорошо подготовленная армия, но то, что произошло — это явно провокация, и здесь не обошлось без «вашингтонского обкома», при том, что Европа против, говорит Зюганов. Турецкий гость одобрительно кивает. Консенсус найден.