Одна из самых важных и самых конкретных инициатив президента. Изымать сельскохозяйственные земли, если собственник их не обрабатывает. А затем продавать их на аукционе тем, кто хочет возделывать. Иначе говоря, отдать землю крестьянам. Путин напомнил, что тема простоя пашен муссируется много лет, и пора принимать решение. Через полгода правительство должно подготовить конкретные предложения, а Дума через год должна принять закон. С одной стороны, в стране зарастают десятки миллионов гектаров плодородных земель. Губернаторы не раз жаловались, что в регионы приходят инвесторы, готовые вкладываться в сельское хозяйство. Но свободной земли мало. Вот, что весной в интервью Business FM рассказывал глава Тульской области Владимир Груздев.

Владимир Груздевглава Тульской области«Большой объем земель сельхозназначения не обрабатывается, то есть это земля, которая была выкуплена и не обрабатывается. Изъять землю очень и очень непросто. Все в рамках судебных решений. Это такое сельхозпредприятие, которое оказалось в сложной финансовой ситуации, широко шагнуло. Взяли много земли и много техники и не справились с финансовой нагрузкой. Соответственно, отдавать-то тоже не хочется — пытаются как-то из этой ситуации выходить. И, конечно, существенно нарушают интересы регионов».

Оборотная сторона медали. Земля, конечно, зарастает, это не квартира, которая может стоять пустая годами. И все-таки, предлагают изымать чью-то частную собственность, которую принято уважать. Может быть, стоит заменить эту меру высоким налогом за неиспользование сельхозземель, говорят в деловом сообществе. Не возникнет ли у чиновника соблазн придраться к фермеру, обвинить в плохом возделывании и забрать за бесценок его участок, задаются вопросом аграрии. Быть может, перед тем, как изъять землю, попробовать помочь ее владельцу, который искренне хочет, но не может использовать пашню по назначению, говорит совладелец «Фермы братьев Ястребовых» Эдуард Ястребов.

Эдуард Ястребовсовладелец «Фермы братьев Ястребовых»«Без помощи государства обрабатывать земли очень тяжело. Или даже можно сказать, что практически не реально. Берем какого-нибудь крестьянина, назовем так, и вдруг он говорит: да, все, хорошо, я хочу вот сейчас вот взять 100, 200, да хотя бы 50 гектаров и выращивать, к примеру, морковку, и будем ее продавать. Стоп, а во-первых, купить землю — денег нет. Кредитоваться под это — безумие».

Другая инициатива президента. Освободить физлиц от налога на доход по корпоративным облигациям. Что даст импульс этому рынку, сейчас доля физлиц на нем, по подсчетам экспертов, в районе 0,5%. Иными словами: власти стимулируют граждан занимать деньги российским компаниям. В реальный сектор пойдут средства, россияне заработают на процентах. Опрошенные Business FM финансисты в целом позитивно отнеслись к идее, перечислив некоторые «но». Во-первых, сначала нужно гражданам объяснить, зачем это нужно. Рассказать, что доходность бондов выше, чем у вкладов. Для примера, 10-летние облигации «Сбербанка» — 12,3% годовых, это гораздо привлекательнее депозитов. Во-вторых, нужно объяснить гражданам риски. Продолжает председатель совета директоров «Арбат капитал менеджмент» Алексей Голубович.

Алексей Голубовичпредседатель совета директоров «Арбат капитал менеджмент»«Если эти облигации будет не очень сложно выпускать, то мы довольно быстро разовьем рынок. Просто так продавать физическим лицам облигации условного «Газпрома», освобождённого от налогов купонов — это правильная идея, но она не даст такого большого изменения на внутреннем рынке сбережений, как хотелось бы. Облигации на год — это фактически не облигации, а векселя, мы не решаем проблему вот этого внутреннего рынка ценных бумаг, а выпуская облигации на 10 лет, надо понимать, что в какой-то момент будет новый кризис, новое падение курса, или банкротство компании».

Для примера представим, что пару лет назад граждан бы стимулировали купить бумаги крупной, развивающейся компании под названием «Трансаэро»… Тогда параллельно нужно создать какой-нибудь облигационный АСВ с капиталом в десятки миллиардов рублей, который будут пополнять российские эмитенты? В общем, большое поле для дискуссий.

Следующий тезис Владимира Путина. Расширить список преступлений, которые может рассматривать суд присяжных. Но поскольку в России тяжело с заседателями, может быть, сократить их количество: с 12 до 5-7 человек. Первую часть российские правоведы, безусловно, поддерживают. Ко второй есть вопросы. 12 человек — это больший социальный срез и большая объективность. Мнение партнера адвокатского бюро «Падва и партнеры» Александра Гофштейна.

Александр Гофштейнпартнер адвокатского бюро «Падва и партнеры»«Чем больше дел будет находиться в их компетенции, тем, безусловно, лучше для правосудия, постольку-поскольку только перед судом присяжных равноправные стороны могут состязаться в доказывании свой позиции максимально эффективно. Что же касается сокращения количества членов жюри, то с моей точки зрения в этом нет никакой необходимости. Существующая из 12 человек коллегия в наибольшей степени отвечает целям правосудия».

И еще несколько мер, озвученных главой государства. Продление материнского капитала, в чем никто не сомневался. Продление амнистии капитала и, главное, коррекция закона. Это тоже было прогнозируемо, поскольку подано всего 200 деклараций. Единственное, Путин на все отвел полгода. За это время нужно принять новый закон, предприниматели должны снова взвесить все риски — времени очень мало. И последняя, пожалуй, из важных инициатив — декриминализация статей Уголовного кодекса. Эксперты говорят, что пока обсуждать нечего — обозначенная цель пока не сопровождается описанием методов ее достижения.