Турецкое вторжение на территорию Ирака — это нарушение международного права. Так отреагировал на действия Анкары президент Ирака Фуад Маасум и потребовал от Турции немедленно вывести войска с территории своей страны. Иракский МИД выразил протест послу Турции из-за размещения военных в Ираке.

Напомним, что сегодня турецкий контингент в составе одного танкового батальона был переброшен на север иракской провинции Найнава. Ввод войск в Багдаде назвали вторжением и грубым нарушением норм международного права, но отметили, что пока ответные меры будут дипломатическими.

По данным турецких СМИ, 130 турецких военнослужащих были переброшены на территорию Ирака в плановом режиме в рамках продолжающейся уже более двух лет программы по обучению курдского ополчения. В турецких СМИ также появились сообщения о том, что в район доставлено 20-25 танков. При этом в Вашингтоне попросили не считать этот шаг совместным действием коалиции, возглавляемой США.

Парламент Ирака уже пригрозил вторгшимся турецким войскам ответными действиями. Как ввод турецких войск в Ирак может отразиться на ситуации в регионе?

Станислав Тарасовшеф-редактор восточной редакции агентства REGNUM«Это решение было принято, минуя Багдад. Что расценено Багдадом как поощрение сепаратизма, поскольку Анкара официально заявляет, что придерживается принципа территориальной целостности Ирака и в то же время, минуя Багдад. Вот эти двойные стандарты, которые, к сожалению, стали типичными для турецкой дипломатии и создают новые очаги напряженности в регионе, а теперь уже после того, когда российско-американская сторона в общем-то приходит к соглашению о необходимости перекрытия границ не только турецко-сирийской, но с арабскими странами, а речь идет, прежде всего, о перекрытии границ с Ираком, чтобы не давать возможности туркам под предлогом борьбы с ИГИЛ наносить удары по иракским курдам, которые имею определенные проблемы с тем руководством курдской автономии. Сейчас идут сообщения, что Багдад резко возмутился, что есть ноты протестов, что Багдад грозится нанести авиаудары по турецким подразделениям. Если только это произойдет, это новый очаг напряженности, Турция наглеет, вступила на скользкий путь без стабилизации обстановки в масштабах всего региона. Не случайно, что американцы быстро дистанцировались от действий Анкары, заявив, что воинские подразделения на территории Ирака — это действия Анкары, а не коалиции».

Также спецпосланник США по международной энергетике Амос Хохштейн заявил, что «контрабанда нефти из ИГ в Турции есть, но она незначительна и не вызывает особого интереса». Об этом сообщает France-Presse. Он допустил, что бензовозы могут пересекать турецко-сирийскую границу, однако «можно спорить о нескольких долларах и о том, кто их зарабатывает». В Вашингтоне отметили, что основная часть добытой ИГ нефти продается в Ираке и Сирии.

Reuters, в свою очередь, передает, что Турция прекратила участие в ударах по ИГИЛ после катастрофы российского СУ. По данным агентства, Пентагон прекратил настаивать на участии Анкары в операциях коалиции и считает необходимым дождаться прекращения напряженности в отношениях России и Турции. Вследствие этого турецкие ВВС с 24 ноября не нанесли ни одного удара на территории Сирии. В то же время в Турции это утверждение опровергается.

Борис Долговстарший научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН«Турецкие власти объясняют это тем, что они вошли на территорию Ирака, чтобы помочь курдским формированиям, которые борются против «Исламского государства». Но здесь я бы отметил, что это, скорее всего, все-таки Турция не только эту цель преследует. Для Турции сейчас важно продвижение своих военно-политических интересов в эти районы Ирака и Сирии и закрепление там. Во-первых, это ведет к усложнению борьбы с «Исламским государством» и обострению отношений между Ираком и Турцией. Мы знаем, что США поддерживают Турцию в любом случае и собираются разместить свой контингент своего спецназа тоже на иракской территории, и Ирак по этому поводу тоже выражает протест и заявляет, что ему не нужны никакие иностранные вооруженные формирования на его территории. Это идет обострение ситуации».

Между тем премьер-министр Ирака заявил о турецком вторжении. По его словам, целая группа турецких военных численностью «в пределах одного батальона» на танках въехала на территорию его страны. В Багдаде расценили происходящее как вторжение, потребовали немедленно вернуть солдат назад, а в парламенте Ирака даже заговорили о военном ответе.