В Кремле не стали комментировать намерение Москвы поднять на Совбезе ООН вопрос о военных действиях Турции в Ираке. Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков, отвечая Business FM, сказал, что об этом лучше спрашивать у Министерства иностранных дел РФ.

Несколько дней назад Турция перебросила своих военных в район Мосула, контролируемого «Исламским государством». Турецкие власти утверждают, что солдаты тренируют добровольцев для борьбы с террористами. Багдад, в свою очередь, требует, чтобы Анкара вывела свои войска, иначе власти Ирака обратятся в Совбез ООН. Турецкий МИД заявил, что Анкара не будет вводить дополнительные силы в Ирак, но и выводить войска не будет. По словам турецкого премьера Давутоглу, турецкие военные прибыли в иракский Курдистан по просьбе губернатора города Мосула. Однако Турция не могла не понимать, что идет на обострение, говорит профессор Института стран Азии и Африки МГУ Владимир Исаев.

Владимир Исаевпрофессор кафедры международных экономических отношений Института стран Азии и Африки МГУ им. Ломоносова«Естественно, что когда вы перебрасываете свои войска без расспросов и запросов другой стороны, то вы идете на обострение. Турция это прекрасно понимала, я думаю, что это один из маневров отвлечь от проблем их отношений с нами, в том числе. Потому что сейчас международное сообщество, учитывая запрос Ирака в Совет Безопасности, будет отвлекаться на эту проблему. Так что это достаточно продуманное действо, кроме всего, это вообще в рамках политики Турции, в смысле ее отношений с курдами. Это же курдские районы, откуда они боятся образования различных полунезависимых или де-факто независимых районов, которые могут показывать пример их курдам, поэтому тут ничего удивительного нет. СБ ООН может порекомендовать Турции вывести свои войска. Дальше что? Турция скажет: а эти рекомендации меня не касаются, потому что мы находимся там, как они заявляют, по запросу мэра Мосула. Замечательно. Хотя премьер-министр Ирака говорит, никаких запросов не было. Ну, и кто это будет? Совет Безопасности будет туда войска направлять?»

Ранее Reuters со ссылкой на неназванных дипломатов сообщило, что Россия на сегодняшнем закрытом заседании Совбеза ООН попросила обсудить действия Турции в Ираке и Сирии. Заседание намечено на 10 вечера по Москве. Вести обсуждение будут Соединенные Штаты, которые в этом месяце председательствуют в Совбезе ООН.

Дипломатический источник ТАСС в ООН заявил, что российская сторона поднимет во вторник на закрытом заседании Совбеза ООН вопрос о развертывании Турцией военного контингента на севере Ирака без санкции на то Багдада. По данным иракских властей, численность турецкого подразделения в стране составляет 900 солдат. Турецкие власти утверждают, что солдаты тренируют добровольцев для борьбы с террористами. Багдад, в свою очередь, требует, чтобы Анкара вывела свои войска, иначе власти Ирака обратятся в Совбез ООН.

Несколько дней назад Турция перебросила своих военных на север страны, в район контролируемого боевиками «Исламского государства» (данная организация запрещена в РФ) Мосула. По данным СМИ, речь идет о подразделении численностью 150-300 военнослужащих, усиленных 20–25 танками. Правительство Ирака назвало ввод турецких войск вторжением. Премьер-министр Ирака Хайдер Аль-Абади сказал, что иракская армия способна защитить суверенитет и границы страны от любых угроз. Турция, однако, вряд ли отзовет войска, пишут СМИ, ссылаясь на высокопоставленного турецкого чиновника.

Премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу прокомментировал присутствие большой группы турецких военных, недавно размещенных в Ираке. Он назвал это плановой ротацией, связанной с обучением. Это не новый лагерь, заявил он, скорее, уже существовавший учебный центр, созданный в целях поддержки местных добровольческих сил по борьбе с терроризмом.

Также министр иностранных дел Ирака Ибрагим Аль-Джаафари уточнил в понедельник, что требование покинуть территорию страны относится к недавно введенным войскам, а не к турецким инструкторам, которые обучают бойцов на севере Ирака. Турецкие СМИ пишут, что Анкара готовит военную операцию в Ираке для борьбы с ИГ. Эксперты полагают, что Турция, имея одну из самых сильных армий на Ближнем Востоке, под предлогом борьбы с ИГ может установить контроль над рядом иракских регионов, которые исторически считает своими.

Турция договорилась с властью, которая фактически контролирует часть Мосула, — курдской автономией. В начале июня 2014 года Мосул, как и некоторые другие города северного Ирака, был захвачен боевиками из группировки ИГ. Тогда же турецкий контингент был направлен в этот регион для помощи в подготовке курдских ополченцев. Как отмечает корреспондент BBC, Турция поддерживает иракских курдов, в то время, как сирийских курдов считает своими противниками. Какую цель преследовала Турция, перебрасывая своих военных в Ирак, каких решений стоит ждать от Совбеза?

Саид Гафуроввостоковед«Это часть политики конкретной Эрдогана по решению курдского вопроса. Логика состоит в том, чтобы расколоть курдов, чтобы лишить Рабочую партию Курдистана статуса представителя, интересов всех курдов. Для этого делаются две вещи: во-первых, раскалывается курдское движение в Турции, а во-вторых, в широком курдском движении мировом делается ставка на альтернативных курдских лидеров и, прежде всего, на иракских курдов, которые сейчас достигли очень серьезного влияния. Во всем курдском движении существует соперничество за доминирование между Рабочей партией Курдистана и лидером Демократической партии Курдистана Масудом Барзани. Вот таким образом они сейчас пытаются усилить в военном отношении Барзани и, в общем-то, их цель — сделать так, чтобы курдские формирования Барзани первыми освободили Ракку, эту фактически столицу ИГ Сирии. Им уже удалось отрезать их от Мосула, от главный базы в Ираке, и теперь у них есть задача обеспечивать наступление, чтобы они освободили Ракку раньше, чем это сделает сирийская армия. При этом иракское правительство, где доминируют люди, близкие к Ирану — главному союзнику Сирии, они, в общем, этим не очень довольны. Но проблема в том, что силой у Ирака просто нет возможности вынудить турок уйти, и здесь, мне кажется, очень много будет зависеть от того, как себя поведет Совет безопасности. Позиция РФ и Китая примерно понятна, позиция новых членов, непостоянных, будет сомнительна и, видимо, антисирийской, соответственно, антииракской. А США сейчас, с одной стороны, от всего этого дистанцируются, им не до этого, у них сейчас избирательная кампания идет, поэтому они будут делать то, что им выгодно. А с другой стороны, Обама уже заявил, что нужно договариваться со всеми силами, которые борются против «Исламского государства». И с другой стороны, он пытается немножко осадить вот эти авантюристические элементы во внешней политике Турции. Но у турок есть надежный союзник в Совбезе — это Франция. Поэтому, как ляжет, очень трудно сказать, но я думаю, что наиболее вероятный исход, это будет очень мягкая и никого ни к чему не обязывающая резолюция».

Большую часть оружия, которое используют боевики «Исламского государства», они захватили у иракской армии. Об этом сказано в докладе правозащитной организации Amnesty International. Террористы завладели оружием военных Ирака, которые отступили при захвате террористами города Мосул. И теперь они используют оружие минимум из 25 стран, включая Китай, Россию, США и страны ЕС.

Патрик Уилкинсотрудник по контролю за вооружением Amnesty International«Мы внимательно изучили оружие, которое имеется у «Исламского государства», и оно очень близко совпадает с тем иракским арсеналом, который они создавали десятилетиями. Это оружие проходило через Мосул, Рамади, Фаллуджу и другие военные базы. Мы вели некоторую работу на месте, но что касается оружия, эту работу мы проделали дистанционно, основываясь на открытых источниках, изображениях, видео, экспертном анализе типов оружия, которое наблюдалось в руках боевиков ИГ. За многие годы в Ираке сконцентрировалось огромное количество оружия, начиная с ирано-иракской войны, а также после 2003 года, когда царил полный хаос и незаконная торговля оружием. Американская коалиция также обеспечила дальнейшее пополнение иракских вооружений, за которыми осуществлялся плохой контроль, и с момента появления и расширения «Исламского государства» было заметно, как боевики захватывают оружие, которое было на военных базах. Это один из механизмов того, как ИГ пополнял свои запасы. Также есть доказательства незаконной продажи оружия через турецкую и ливанскую границы».

Ранее генсек Лиги арабских государств Набиль аль-Араби осудил вторжение турецких войск в Ирак, назвав его неприкрытым. При этом генсек отметил, что какие-либо меры по прекращению турецкого вторжения может принимать лишь Совбез ООН.