Нефть марки Brent накануне опускалась ниже 40 долларов за баррель. Мировые фондовые индексы упали вслед за нефтяными котировками. Европейские индексы снизились в среднем почти на 1,5%, американские Dow Jones и S&P 500 — на 1%: индекс 500 крупнейших компаний США опустился ниже значения начала 2015 года. Российский долларовый индекс РТС в моменте падал на 2,5%, индекс ММВБ — почти на 1,5%.

Заявления ОПЕК на этой неделе обвалили нефтяные котировки к шестилетним минимумам. Похожая ситуация была в 90-е, когда с 1997-го по 1999 годы организация потеряла контроль над добычей и цена барреля опустилась ниже 10 долларов. Но снижения до 30 долларов и ниже не будет, потому что в таком случае останутся только проекты Саудовской Аравии — частично в России и еще в ряде государств, где себестоимость на некоторых месторождениях не высокая — ниже 10 долларов за баррель, считает член экспертного совета Союза нефтегазопромышленников России Эльдар Касаев.

Эльдар Касаевчлен экспертного совета Союза нефтегазопромышленников России«Саудовская Аравия, безусловно, решает свои геополитические и экономические задачи, но все-таки другие участники картеля хотят как-то из этой низкой ценовой конъюнктуры выйти и всячески пытаются заручиться поддержкой других игроков, не входящих в картель. В частности, Венесуэла, которая является игроком ОПЕК, активно налаживает контакты и с Россией, и с другими поставщиками «черного золота» на внешние рынки, которые не входят в картель, и просят что-то сделать с этой ситуацией, повысить цены. Также заинтересованы Алжир, Ангола, Эквадор, Канада, Бразилия, Норвегия, поэтому против Саудовской Аравии может образоваться уже другая коалиция, и будет новый своеобразный картель».

Риск повторения 90-х сильно преувеличен, потому что мировой спрос на нефть стал существенно выше за счет Китая. К тому же стоимость добычи за 20 лет в большинстве стран выросла. 40 долларов за баррель — уровень, при котором добыча должна существенно сократиться. По крайней мере, сланцевые компании при таких ценах будут вынуждены или уходить с рынка, или объединяться, отмечает управляющий директор Arbat Capital Александр Орлов.

Александр Орловуправляющий директор Arbat Capital«Стержневые страны ОПЕК, прежде всего Саудовская Аравия, хоть и добывают нефть очень дешево, но для их бюджета она должна быть существенно дороже — порядка 100 долларов. Они могут тратить резервы один, два, три года, но бесконечно существовать с дефицитом бюджета под 20% ВВП они не могут. Поэтому им в любом случае придется стабилизировать цены на нефть и признавать свое поражение. Но раньше уйдут американские сланцевые добытчики, и все исправится благодаря им».

Российский фондовый рынок снизился вслед за нефтяными котировками. В лидерах падения был Сбербанк — он потерял почти 6% капитализации. Именно его бумаги сейчас воспринимаются инвесторами как основные на российском рынке. С одной стороны, те, кто заработал на их росте, решили зафиксировать прибыль. С другой стороны, Сбербанк сильно коррелирует с нефтью, с количеством денег в российской экономике: чем дешевле нефть, тем денег меньше и хуже финансовые условия, а для банков это серьезная проблема.

А бумаги, например, «Сургутнефтегаза», у которого огромные сбережения в долларах, накануне, наоборот, выросли: дешевая нефть компенсируется компании дешевым рублем. Но если цены на нефть все-таки продолжат падать, индекс риска вырастет у всех компаний.