Ликвидация неэффективно используемых площадей в последние годы стала «делом жизни» для арендаторов офисов, стремящихся сократить свои расходы, что стало особенно актуально в кризис. Причем, эта тенденция в равной степени характерна для бизнес-центров как «А», так и «В» классов. По подсчетам компании PRIDEX, за пять лет, начиная с 2011 года, за счет уплотнения рассадки сотрудников на 30% компаниям удалось сэкономить на найме помещений свыше 300 миллионов долларов.

В итоге, если в 2011 году в офисе площадью 1 000 квадратных метров размещались 75-80 человек, то сейчас в аналогичное помещение стараются втиснуть уже 110-115. В первую очередь это стало возможно благодаря вынужденной моде на open-space, на долю которых приходится уже более 60% от общей площади помещения. Впрочем, кризис заставил руководителей пойти еще дальше, и следующим шагом после отказа от кабинетной системы стало урезание рабочих мест c 6,8 квадратного метра в 2011 году до 5,7 квадратного метра в 2015 году.

Впрочем, потесниться пришлось не только рядовым сотрудникам, но и топ-менеджерам, не говоря уже о линейных руководителях. Большинство из них пока не готово быть ближе к народу, отказавшись от собственного кабинета, однако площадь их «личного пространства» за закрытой дверью также ежегодно продолжает снижаться: кабинет линейного руководителя с 18,2 квадратного метра в 2012 году «съежился» до 15,2 квадратного метра в 2015 году, а кабинет топ-менеджера — с 33,1 до 23,7 квадратного метра.

Сергей Кудрявцевуправляющий партнер компании PRIDEX «В динамике сокращения неэффективных помещений за последние 5 лет плотность рассадки сотрудников подошла к предельной границе, которая по нашим оценкам находится на уровне 7 кв. метров на 1 сотрудника. Доминирование открытых рабочих пространств позволяет свести к минимуму долю неиспользуемой площади, но при этом предъявляются высокие требования к качеству интерьеров в связи с увеличением числа сотрудников в одном помещении. В каждом конкретном случае необходимо детально анализировать специфику работы компании, взаимодействие между департаментами и сотрудниками, необходимость в дополнительных помещениях, чтобы разработать оптимальный проект интерьера. Также антикризисным решением может стать использование мобильных перегородок. С помощью них, к примеру, можно из одной большой переговорной создать три маленькие, что в ряде случаев экономит не только рабочее пространство, но и время сотрудников».

Разумеется, арендаторы понимают, что хоть экономика и должна быть экономной, все хорошо в меру, поэтому современные офисы-трансформеры все же предполагают наличие рекреационных зон. Но и тут сокращение площадей стало неизбежным, поэтому кофе-поинты, игровые и спортзалы подвергаются существенной оптимизации. Впрочем, здесь все в первую очередь зависит от политики компании по отношению к своим сотрудникам: если неформальное общение в пределах офиса является частью корпоративной культуры, то эти зоны пострадают не фатально. Но если же подобные помещение были созданы от избытка площадей, их, скорее всего, ликвидируют.

Елена Малиновскаядиректора по аренде управления недвижимости компании Millhouse«В нынешних рыночных условиях на первый план вышла оптимизация: в финансах, в размере и подходе к обслуживанию офисов. При этом для арендатора оптимизация важна и нужна прямо сейчас, им важно показать экономию в этом году, а на следующие годы ставки могут опять расти. Многие услуги переводят на аутсорсинг, что также дает неплохую экономию. Но есть и другой тип арендаторов, бизнес которых меньше страдает сейчас, и они пользуются моментом, улучшая свои условия за счет расширения офиса. Другие же успешные в кризис компании арендуют новые, более центральные и качественные офисы, берут больше метров, делают новый ремонт».

Впрочем, по мнению экспертов, ресурс уплотнения на сегодняшний день практически исчерпан: теперь компании стараются уделять больше внимания качеству интерьеров, предъявляя высокие требования к системам вентиляции, кондиционирования и освещения. А собственникам бизнес-центров в условиях высокой вакантности, в среднем по рынку доходящей до 20%, приходится изобретать решения, позволяющие выигрывать в борьбе за арендатора.