Президент Венесуэлы Николас Мадуро сообщил народу, что он предложил кабинету министров сложить с себя полномочия. По его словам, это нужно, чтобы претворить в жизнь «процесс перестройки, обновления и глубокого возрождения национального правительства». Что симптоматично — ни слова про результаты выборов, прошедших в воскресенье, на которых сторонники Мадуро потерпели сокрушительное поражение. В начале недели глава государства призвал к «диалогу с народом» и также ни словом не упомянул бывшую оппозицию, пришедшую к власти.

Ежегодный товарооборот России с Венесуэлой достиг уровня в 2 млрд долларов, в частности, за счет поставок оружия. За последние годы Россия поставила его этой латиноамериканской стране на три с лишним миллиарда. В декабре 2011 года Россия предоставила Венесуэле кредит на 4 млрд долларов, которые должны были быть истрачены до конца 2013 года. Однако, поскольку экономическое положение Венесуэлы существенно ухудшилось, президент России Владимир Путин принял решение о продлении кредита еще на три года. Очевидно, что эти средства во многом пошли на закупки вооружений. Кроме того, в планах существует освоение крупного нефтяного месторождения в бассейне реки Ориноко. Для его освоения был создан «Национальный нефтяной консорциум» в который на равных долях вошли «Роснефть», ЛУКОЙЛ, «Газпром нефть», ТНК-ВР и «Сургутнефтегаз». Консорциум выкупил 40% проекта за 1 млрд долларов. Все остальные российско-венесуэльские проекты значительно более мелкие, вроде предприятия по сборке «КамАЗов».

Именно военно-техническое сотрудничество находится в наибольшей зоне риска, считает главный редактор журнала «Латинская Америка» Владимир Травкин.

Владимир Травкинглавный редактор журнала «Латинская Америка»«Конечно, часть контрактов будет пересмотрена, но я не думаю, что это будет резкое сокращение наших торгово-экономических связей, поскольку эти связи взаимовыгодные, не идеологизированные. Они носят прагматичный характер, деловой. Это достаточно интересные изменения, которые отражают тенденцию к сокращению числа левых или левоцентристских режимов в Латинской Америке, поэтому нужно учитывать как внутренние факторы, так и внешние».

Оппозиция получила две трети голосов в парламенте. Это позволяет ей без оглядки на бывшую правящую соцпартию не только заниматься законотворческой деятельностью, но и менять конституцию. Многие обозреватели считают, что в расколотой долгим кризисом стране мирное сосуществование находящихся в явной оппозиции разных ветвей власти так, как это бывает в некоторых других странах с президентской формой правления, вряд ли возможно, что вчерашняя оппозиция при такой конфигурации не сможет провести реформы, наполнить магазины, в которых наблюдается дефицит всего, начиная с туалетной бумаги, и замедлить галопирующую инфляцию. Поэтому все закончится тем, что она попытается организовать референдум, чтобы сократить срок президентского мандата, и в этом случае сотрудничество с Россией и в нефтяной сфере может пострадать. Хотя это не очевидно, считает первый зампредседателя комитета ГД по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Михаил Емельянов.

Михаил Емельяновпервый зампредседателя комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству«Если рассматривать наихудший вариант, согласно которому оппозиция придет к рычагам исполнительной власти, то сотрудничество с Венесуэлой может претерпеть существенные изменения в негативную сторону, прежде всего, военно-техническое сотрудничество, и лидеры оппозиции неоднократно заявляли о том, что в случае прихода к власти они резко свернут военно-техническое сотрудничество с Россией. Нефтяной сектор — там активно присутствует наша компания «Роснефть». Я думаю, что тут сворачивать сотрудничество будет сложнее. Этот контракт выгоден как России, так и Венесуэле. Но из политических соображений — тут тоже это направление сотрудничества может быть свернуто».

Не следует, впрочем, забывать и другую возможность, которую предоставляет венесуэльская конституция. Распустив одно правительство, президент Николас Мадуро должен предложить Нацассамблее его новый состав. А если там окажутся лица абсолютно неприемлемые для новой правящей коалиции? Если парламент три раза откажется утвердить новый состав правительства, президент может его распустить. Так что единственное, что сейчас можно сказать точно — в Венесуэле в ближайшее время скучно не будет.