Как обычно в конце декабря, мы планировали подвести итоги уходящего года на нефтяном рынке. Но жизнь сделала это за нас. В декабре стоимость нефти ушла вниз за отметку в $40 за баррель. Уровень, как принято говорить, психологически значимый. Власти осенью подготовили стресс-сценарий, который предполагал, что черное золото будет стоить так дешево, правда, в течение довольно длительного периода — трех лет.

Основная версия того, что происходило и происходит на нефтяном рынке, — реакция на последнее заседание ОПЕК. Картель в первых числах декабря отложил решение по квоте, но сообщил, что сохраняет добычу на фактическом уровне, то есть 31,5 млн баррелей в сутки.

Рустам Танкаевведущий эксперт союза нефтегазопромышленников РоссииОПЕК оставил в стороне вопрос об изменении или соблюдении квот, а главным сделал вопрос о том, каковы доли рынка и как за них бороться. Фактически они объявили, что готовы на все, чтобы сохранить свою долю рынка или даже ее увеличить, и будут считать главной темой именно сохранение доли рынка. Поэтому то, что мы сейчас видим, это следствие позиции ОПЕК, но не только позиции ОПЕК. Дело в том, что Россия отказывается обсуждать снижение добычи и установление каких-то долей рынков сбыта в Юго-Восточной Азии, Китай тоже не готов обсуждать такие вопросы, поэтому у ОПЕК ничего больше не остается.

На территории Ближнего Востока идет война, и страны-экспортеры нефти фактически не могут привлечь инвестиции, отмечает эксперт. В этой ситуации картелю остается только демпинг, снижение цен до того уровня, когда основные конкуренты начнут резко терять свою долю рынка.

«В первую очередь речь идет о добыче сланцевой нефти в США. Саудовская Аравия надеется вернуть себе потерянную долю американского рынка, а это 5 млн баррелей в сутки», заключает Рустам Танкаев.

В Минфине заявили, что низкие цены на нефть, с учетом курса нацвалюты, могут привести к тому, что бюджет следующего года не досчитается доходов в 2% ВВП. А после не исключили, что в 2016-м нефть может стоить $30 за баррель и ниже.

Впрочем, финансовому ведомству и положено просчитывать самые пессимистичные варианты. А что будет с ценами в следующем году, пока не знает никто, отмечают аналитики.

Дмитрий Александровначальник аналитического отдела компании Универ – КапиталНа мой взгляд, это продолжение мощного спекулятивного движения, которое было поддержано информационно, не более того. Цель этого, может быть, $35-38 за баррель, вполне реально достижимые уровни. Я думаю, что если мы дойдем до этого уровня, то потом может произойти ровно обратное, сильное движение в сторону к $45. Искать причину этого движения в балансе спроса и предложения, выходе Ирана или каких-то прогнозах не стоит. И сами по себе прогнозы сейчас очень различны.

Теперь к важным корпоративным новостям российского рынка ТЭК последних недель. «Роснефть» и французская Total закрыли сделку по приобретению российской компанией 16,67% в НПЗ Шведт в Германии. В отечественной госкорпорации считают, что данная сделка является органическим элементом стратегии «Роснефти», направленной на расширение своего присутствия на ключевом рынке Европы и на продвижение вперед по цепочке добавленной стоимости.

Покупка позволит «Роснефти» укрепить свои позиции в регионе Берлин/ Бранденбург, создавая дополнительные синергии для компании благодаря прямым поставкам нефти по трубопроводу «Дружба», отмечают в корпорации. В данном конкретном случае, позиция «Роснефти» совпадает с мнением экспертов.

Виталий Крюковдиректор аналитической компании Small LettersЭта сделка важна для «Роснефти» с той точки зрения, что она гарантирует для себя рынок сбыта своей нефти. Сегодня же основная проблема для производителей в том, что они борются за потребителя. И политика в последнее время стала такой: наладить прочные отношения с потребителями, купив крупные активы, которые в будущем обеспечат спрос на нефть. И мы видим, что и Саудовская Аравия уже борется за европейский рынок, и другие страны, которые ранее не присутствовали на нашем рынке, они постепенно поставляют свою нефть. И «Роснефть» этой покупкой обеспечит спрос.

Аналитик обращает внимание на еще один фактор: в связи с падением цены на нефть, маржа переработки сырья выросла и за последнее время НПЗ очень заметно увеличили прибыль, а их акции подорожали.

«Как раз в связи с падением цены и позитивным влиянием на прибыльность НПЗ, для «Роснефти», на мой взгляд, в текущих условиях эта сделка интересная», заключает Виталий Крюков.

Еще одна знаковая новость. Рязанская нефтеперерабатывающая компания полностью перешла на выпуск моторного топлива класса Евро-5. Этот крупнейший НПЗ «Роснефти» начал переход на более высокий стандарт бензина еще в начале года, теперь процесс завершен на 100%. В нефтяной корпорации отмечают, что все ее нефтеперерабатывающие заводы до конца 2015-го полностью перейдут на Евро-5. А большая часть НПЗ уже производят моторные топлива, соответствующие высшему экологическому стандарту.

Собственно, «Роснефть» в данном случае соблюдает директивы правительства и выполняет свои обещания. Но есть и другая важная сторона. Переход ведущих российских компаний на высокие стандарты, стимулирует государство обратить более пристальное внимание на других участников рынка.

Сергей Хестановсоветник по макроэкономике гендиректора брокерского дома «Открытие»Изменение классности топлива достаточно важно с точки зрения административного регулирования. Потому что на практике, с точки зрения транспортников, расхода топлива, большой разницы между топливом класса Евро-4 и Евро-5 не наблюдается. Эта разница настолько невелика, что без специальных приборов ее даже сложно зафиксировать. Но обычно регулятор, который выпускает нормативы, устанавливает класс, ниже которого производить топливо нельзя. И чем больше крупных НПЗ перейдет на более высокий экологический класс, тем выше вероятность, что регулятор примет решение о запрете топлива более низкого экологического класса.

Соответственно, как только такое решение принимается, это создает чувствительное давление на тех производителей, которые отстают в модернизации производства, говорят экономисты. Речь идет о так называемых «самоварах», небольших российских НПЗ, выпускающих топливо не самого высокого качества и зачастую не желающих проводить модернизацию.

Напоследок, все-таки попробуем подвести итоги очень непростого года для нефтяного рынка. Последние расчеты Минфина датируются началом декабря. В ведомстве сообщили, что средняя цена российской марки нефти Urals за 11 месяцев составила $52,5 за баррель.

В принципе, этого и ждали в 2015-м, бюджет был сверстан исходя из средней цены в $50. Будем надеяться, что декабрь не внесет кардинальных изменений, и готовиться к новому году. ​