Во вторник в Москве ждут Джона Керри. После переговоров с коллегой Сергеем Лавровым, госсекретаря США примет Владимир Путин. Главная тема переговоров — Сирия. Накануне Генштаб и Кремль заявили о поддержке оппозиционной Асаду Сирийской освободительной армии. Эти заявления связывают непосредственно с визитом американского госсекретаря. Никто из наблюдателей не ждет прорыва, самое большее — это активный диалог.

Как сообщил российский Генштаб, Москва помогает тем, кого сейчас принято называть «антиасадовской умеренной оппозицией». Речь идет о Сирийской свободной армии, которая поддерживается Западом, но представляет из себя, по сути, объединение различных вооруженных отрядов. Еще в октябре глава МИД Сергей Лавров, называл эту структуру фантомной. Тем не менее, по словам начальника Генштаба Валерия Герасимова,
ВКС ежедневно наносят 30-40 авиаударов по террористам для поддержки ССА.

По его словам, эти отряды насчитывают более пяти тысяч человек и ведут наступление совместно с правительственными войсками в провинциях Хомс, Хама, Алеппо и Ракка. Агентство Reuters сразу же выдало заявления командиров ССА. Если в целом, то получается, что кому-то из них Россия мешает — вот, например, разбомбила штаб. А кому-то пусть косвенно, но все-таки помогла. Во время боя с «Джабхат-ан-Нусрой» нанесла удар по террористам. Но никакой предварительной договоренности о поддержке не было. При этом генерал ССА Хоссам аль-Авак, заявил, что взгляды России и Свободной сирийской армии на борьбу с ИГИЛ совпадают. Видимо, о координации усилий будут говорить во время визита Керри. Что представляет из себя сирийская оппозиция, рассказывает журналист Анхар Кочнева.

Анхар Кочневажурналист«Это, действительно, очень относительные «друзья». Потому что у той группировки, у которой в плену находилась я, у них же находились и российские инженеры, которых на что-то выменяли, у них же были девушки, которых похитили примерно 2,5-3 года назад. С другой стороны, здесь очень много среди боевиков людей, которые либо там случайно оказались, либо никогда никого не убивали».

Между тем, фактически, официально признается, что за два месяца наступление сирийских правительственных войск при поддержке ВКС России не дало ожидаемого результата — коренного перелома в ходе боевых действий так и не произошло. Пока что неофициально сообщается, что Иран из-за больших потерь начал отвод своих войск из Сирии. Источники сообщают о гибели генерала из Корпуса стражей исламской революции.

Хотя есть и успехи — освобожден Хомс, идут бои в районе Пальмиры. Крупной победой называют снятие блокады с авиабазы Кувейрис в районе Алеппо, она была окружена боевиками еще с 2011 года. При том, что главное — это удержание Дамаска, фактическое спасение Асада, и то, что Запад вынужденно или нет, но ведет переговоры с Россией. Комментирует политолог Алексей Арбатов.

Алексей Арбатовруководитель центра международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений РАН«Путин с самого начала призывал к самой широкой коалиции, к самому тесному сотрудничеству. Другое дело, что по поводу Башара Асада у нас остаются большие разногласия. Поэтому не получается коалиция. Плюс история предшествующих пары лет, когда напряженность достигла небывалых масштабов, и Украина тенью незримой все равно стоит за отношениями. Даже при том, что внимание сейчас привлечено к Сирии».

Понятно, что одним здесь не справиться — об этом и будут говорить Путин, Лавров и Керри. Далее Турция и в меньшей степени Украина. На прорыв никто не надеется. Позиция США сейчас заключается в том, чтобы с Россией вести активный диалог — сотрудничать. Ключевой вопрос — судьба Асада. Накануне появились вбросы, что Россия уже не держится за сирийского президента. Все это опровергалось. На первый план в переговорах с Россией выходит именно Америка — Европа в тени собственных проблем.