Доля россиян, экономящих на питании и отдыхе, растет. По данным «Левада-Центра», за год она увеличилась почти на 20%. Сейчас на еде и повседневных расходах экономят 58% российских граждан против 37% годом ранее. Такая же тенденция наблюдается при покупке товаров длительного пользования. 57% респондентов заявили, что в связи с кризисом им пришлось покупать более дешевые товары этой категории или вообще отказаться от их приобретения. Для сравнения, в прошлом году на товарах длительного пользования экономили 38% россиян.

Более трети опрошенных сократили затраты на развлечение и отдых или отказались от них, рассказала социолог «Левада-Центра» Наталья Бондаренко.

Наталья Бондаренкосоциолог «Левада-Центра»«Прежде всего, о чем сообщают россияне, когда мы спрашиваем их, на чем они экономят, то, прежде всего, они говорят, что экономят на питании, повседневных расходах. Это практически 60% респондентов отметили. Не говоря уже об отказе и покупках, если у них есть возможность покупок более дешевых товаров длительного пользования, тоже 60% респондентов. Что важно, оценивая дальнейшие потребительские планы и возможности россиян, следует отметить, что лишь 1 из 4 россиян верит в то, что кризис еще продлится не более полутора лет. Почти 45% считают, что кризис будет длительным, а треть вообще затруднилась давать какие-либо прогнозы. Еще очень важный момент, что, конечно же, не в последнюю очередь текущая материальная возможность семьи определяется ситуацией с выплатой заработной платы, пенсий и пособий. По опросу ноября 2015 года почти 40% опрошенных отметили, что ситуация с выплатами в их регионах стала несколько хуже. Но вместе с тем половина опрошенных ответили, что существенных изменений пока не происходит».

18% россиян отказались от покупки автомобиля, жилья, загородной недвижимости. Таких за год стало на 7% больше. Еще 13% сократили затраты на образование, лечение.

Также каждый десятый сообщил, что начал тратить свои накопления.