Пакеты госкомпаний будут продавать на открытом рынке. Об этом сообщил министр экономики Алексей Улюкаев. Ранее на итоговой пресс-конференции Владимир Путин не исключил приватизации в следующем году крупных госкорпораций, в том числе «Роснефти» и «Аэрофлота». Что касается именно этих компаний, а также «Совкомфлота» и «Алросы», то в Минэкономики не исключают, что их акции перейдут стратегическому инвестору. Прошлые опыты запомнились, в том числе тем, что государство после продажи резко меняло правила игры для новых собственников. Какими были самые показательные примеры?

Приватизация энергетического сектора. Реформа РАО ЕЭС проходила в середине нулевых. Цель — наполнить бюджет — тогда была далеко не главной. Основное — повысить эффективность, либерализовать рынок, привлечь инвестиции, модернизировать отрасль. В итоге было высказано общее мнение, что удачной эту приватизацию назвать нельзя. Конечно, помешал мировой кризис. Но и государство до сих пор контролирует тарифы на электроэнергию. То есть не исполнило своего главного обещания перед инвесторами — провести либерализацию. Есть мнение, что идеолог реформы Анатолий Чубайс не успел ее завершить. Но получилось то, что получилось, констатирует профессор Высшей школы экономики Иван Родионов.

Иван Родионовпрофессор Высшей школы экономики«Оказалось, что проиграли все, потому что все равно потом пришлось делать «Интер РАО», которая в какой-то степени аналог РАО ЕЭС, и одно время даже было такое чувство, что она вообще в ее форме РАО ЕЭС будет восстановлена. С другой стороны, инвесторы не смогли в результате кризиса свои обязательства выполнить, и встал вопрос о том, что, по сути дела, если бы действительно надо было эти обязательства выполнять инвестиционные, то надо опять эти компании фактически национализировать, то есть добавить туда государственных денег. Соответственно, при низкой оценке это значит, что контроль вновь перейдет к государству, и там все по второму кругу».

Вспомним и народное IPO банка ВТБ в 2007-м и последующее падение акций на 86%. В неудаче тоже виноват кризис. Но разве не государство обещало покупателям, что капитализация группы будет только расти? В итоге с подачи президента ВТБ провел бай-бэк, потратив на него 11 млрд рублей.

Также продажа первой грузовой компании 2011-2012 годов. С этой сделки началась третья волна приватизации крупных государственных активов. ПГК продали на аукционах, за 100% минус 1 акция новый собственник в совокупности заплатил рекордные 175,5 млрд рублей, почти 6 млрд долларов по старому курсу. А через год власти решили сократить срок службы вагонов. В первую очередь это ударило именно по ПГК с возрастным парком. То есть государство снова, без предупреждения поменяло правила игры, говорит независимый аналитик Дмитрий Адамидов.

Дмитрий Адамидовнезависимый аналитик«Получилось так, что пришлось еще раз заплатить за новые вагоны, наверное, на что собственник и не рассчитывал. Если бы он знал это обстоятельство, была бы и цена ниже, и многие параметры были бы иными в этой сделке. Так получилось. Это не уникальная ситуация, главное, что у бизнеса нет рычагов ее предотвратить. Есть такая американская поговорка: «Если у вас из инструментов только молоток, то любая проблема постепенно начинает казаться гвоздем». Мне кажется, что это произошло с нашими экономическими властями, потому что они другого инструмента просто не видят».

Одна из немногих полноценно удачных — приватизация пакета Сбербанка в 2012-м. Она прошла на открытых площадках, а в госбанке к тому времени уже было создано то, что называется высокой корпоративной культурой. Результат для госкомпании — привлеченные в ходе SPO 5 млрд долларов. Для инвесторов бумаги Сбербанка на Московской бирже за прошедшие 3 года выросли на 10%. На Лондонской, естественно, подешевели. Но это рынок.

Наконец, приватизация «Башнефти», закончившаяся принудительным возвратом компании. Это крайность, но так тоже бывает. Что касается будущей приватизации, то по данным Business FM, власти продумывают такую схему продажи «Роснефти»: новый акционер купит пакет по текущей низкой цене. А если потом компания подорожает, то совладелец доплатит, но только часть. С учетом предыдущих экспериментов, так и просится вставить оговорку: может быть.