Владимир Путин в четверг встретится с крупнейшими российскими предпринимателями. Как заявил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, «это общая встреча, без повестки дня». Впрочем, эксперты предполагают, что речь может зайти о деофшоризации.

Повод есть — ранее парламент принял в первом чтении поправки к антиофшорному закону. Они серьезно смягчают этот документ. Инициативу поддержали в деловом сообществе. Впрочем, практика показывает, что все еще может поменяться. Каковы последствия для бизнеса, если поправки не примут?

Госдума еще год назад показала, что в совершенстве владеет маневром. Парламент же всего за день принял самый жесткий вариант антиофшорного закона, отвергнув компромиссный документ правительства.

Минфин еще тогда обещал внести смягчающие поправки. И вот они в Думе и даже приняты в первом чтении. Дойдут ли они до третьего, и в каком виде — пока вопрос. Документ смягчает закон, а в каких-то моментах просто приводит его в соответствие с реальностью. Например, дает возможность иностранным компаниям отчитываться перед налоговой по международным бухгалтерским стандартам. А не по российским, как сейчас требует закон. О том, с какими проблемами столкнутся предприниматели, если поправки не будут приняты, говорит председатель правления Московского юридического агентства Алексей Линецкий.

Алексей Линецкийпредседатель правления Московского юридического агентства«Возникнет ответственность у бизнеса по тем правонарушениям, которые преодолеть самостоятельно они в этой ситуации не готовы. Например, предоставить отчетность в соответствии с 25-й статьей Налогового кодекса по тем компаниям, которые зарегистрированы в офшорных юрисдикциях, для бизнеса будет на сегодняшний день невозможно. Ответственность за непредоставление такой отчетности уже будет наступать. Это серьезная проблема».

Для россиян, владеющих иностранными компаниями, 2015-й был годом большого выбора. До лета нужно было сообщить в налоговую о наличии зарубежных фирм. Как рассказали Business FM в ФНС, к середине ноября поступило меньше 8000 уведомлений. Результат в масштабах страны и с учетом популярности офшоров представляется очень скромным. Вероятно, бизнес до последнего ждет изменений. 1 января 2016 года — знаковая дата. Если кто-то решил ликвидировать свои иностранные компании и перевести их имущество на себя, то решение стоит принять до Нового года. Тогда будет проще избежать налоговых последствий. Поправки предполагают продление сроков. Комментирует партнер EY Марина Белякова.

Марина Беляковапартнер EY«Переходное положение позволяет получить это имущество и не заплатить налог с прироста капитала. По правилам, которые сейчас действуют, такая ликвидация должна быть завершена к 1 января 2017 года. Чтобы подстраховаться, разумно сообщить о начале такой ликвидации, принять решение к 1 января 2016 года. Во всяком случае, это то, что сейчас предлагается Налоговым кодексом. По поправкам дедлайн с 2017 передвигается на 2018. Соответственно это еще одна причина, почему хотелось бы, чтобы поправки были приняты».

23 декабря Госдума завершила осеннюю сессию и ушла на каникулы. Второе чтение антиофшорных поправок пройдет только в 2016-м. По данным источников Business FM, у документа есть влиятельные противники в парламенте, именно поэтому документ до сих пор не принят. Сейчас законопроект отправлен в налоговый комитет на доработку. Если его в итоге отклонят или сильно изменят в негативную для бизнеса сторону, еще больше предпринимателей могут сменить налоговое резидентство, предполагают эксперты. Для этого нужно провести за рубежом 183 дня в году. Именно по итогам 2016-го придется платить налог с прибыли иностранных компаний. Времени для выбора у бизнеса почти не осталось, кто-то, вероятно, прямо в эти минуты пакует вещи.