Принято считать, что рынок недвижимости — это в основном солидные структуры с приличным капиталом. Но статистика Минстроя гласит, что среди компаний, находящихся в зоне внимания министерства, почти 94% относятся к микро- и малому бизнесу и только по 3% — к среднему и крупному.

В России существуют программы и государственная корпорация развития малого и среднего бизнеса. С каждой трибуны говорят о его важнейшей роли в экономике страны, но при всем при этом ему — малому и среднему — жить легче не становится, по крайней мере на рынке недвижимости, где все последние законодательные инициативы четко просят разойтись и уступить дорогу солидным, с приличным капиталом. Бизнес — малый, крупных проблем — много, а глава комитета по предпринимательству в сфере экономики недвижимости Торгово-промышленной палаты РФ Александр Каньшин особо выделяет одну — банковское финансирование.

Александр Каньшинглава комитета по предпринимательству в сфере экономики недвижимости Торгово-промышленной палаты РФ«Мы обращаем внимание на то, что в этой сложной ситуации мы не видим даже посыла на стимулирование экономики. Во всех странах — «азиатских тиграх», западных странах, США — в условиях кризиса разрабатывают и, самое главное, применяют — стимулирующий пакет мер: налоговое послабление, субсидии и субвенции, арендные каникулы и, конечно, банковский кредит. В прошлом году академик Глазьев говорил про 4-5%, на форуме «Россия зовет!» говорили про 5%. Хотя, конечно, хозяин форума «Россия зовет!» как раз говорил, что если у малого и среднего бизнеса нет поля деятельности, то зачем его кредитовать. Форум называется «Россия зовет!» Ничего себе зовет. Так отсылают, а не зовут».

По оценкам экономистов, сейчас потребность некрупного бизнеса в кредитах удовлетворена примерно на треть. Как при этом выживают 94% компаний рынка недвижимости — непонятно.