Отечественный ПК почти за полмиллиона рублей и первый разработанный в России коммерческий процессор. Чем удивили в минувшем году российские разработчики компьютеров и их компонентов?

В мае новость о том, что московская компания МЦСТ начала прием предзаказов на ПК с процессором «Эльбрус» собственной разработки по 200 тысяч рублей за штуку, взорвала медийное пространство. В форумах и соцсетях обсуждали, что же это за чудо-компьютер, и сколько обычных персоналок на процессорах Intel можно купить за те же деньги. На самом деле, как сообщили тогда Business FM в компании-разработчике, стоимость компьютера в опытной партии была вдвое выше: 400 тысяч рублей. В МЦСТ также обещали, что после начала серийного производства и роста числа заказов стоимость российской персоналки будет снижаться. Самое интересное в ПК «Эльбрус-401» — это четырехъядерный процессор Эльбрус-4С с оригинальной архитектурой и максимальной производительностью 50 гигафлопс. Примерно с такой же скоростью перемалывает числа четырехъядерный Intel Core I7 920, продажи которого начались в конце 2008-го. Где именно выпускается Эльбрус-4С, неизвестно. Ранее в компании-разработчике МЦСТ говорили, что большинство их чипов производятся на азиатских фабриках. Собственно, и сам ПК «Эльбрус-401» можно назвать российским весьма условно: практически все его компоненты, за исключением процессора, разработаны за рубежом.

Михаил Чернышовдиректор по развитию бизнеса лаборатории Lexand«Мы с вами как пользователи или корпоративные заказчики можем использовать именно системную плату с этим процессором. А комплектующие, как память и остальные, жесткие диски, естественно, это уже пока что мы будем вынуждены использовать западные комплектующие».

В «Эльбрусе-401» используется оригинальная операционная система на базе ядра Linux, и ПК поставляется с комплектом ПО, которого вполне хватает для офисной работы. Что стало с тестовой партией этих компьютеров, выяснить не удалось. Запрос Business FM в компанию МЦСТ остался без ответа. В середине лета «Ведомости» сообщали, что «Ростех» наладил выпуск персоналок на базе отечественного процессора «Эльбрус» и предлагает их госзаказчикам. Госкорпорация провела переговоры с Центризбиркомом и «Почтой России» и готова поставить до 100 тысяч компьютеров. При таких объемах цена одного ПК, по сведениям издания, может составить 70 тысяч рублей. Как сообщил «Ведомостям» представитель Пенсионного фонда, ПФР протестировал компьютеры на «Эльбрусе», остался ими доволен и решил приобрести два. Будет ли продолжение в виде закупки более крупной партии, неизвестно. Так что пока перспективы отечественной персоналки выглядят довольно туманно. Непонятно даже, запущена ли она в серию.

Другой заметной новостью минувшего года стал анонс нового российского процессора Baikal-Т1. В отличие от других разработок, он создавался изначально для коммерческих, а не для военных целей. Проект реализует «дочка» российского разработчика суперкомпьютеров «Т-Платформы», компания «Байкал электроникс». Уже в I квартале нового года она обещает запустить Baikal-T1 в серию. Сам чип предназначен для телекоммуникационных устройств, систем промышленной автоматизации, а также для «тонких» клиентов. Почему были выбраны именно эти области применения?

Андрей Малафеев директор по коммуникациям компании «Байкал электроникс»«Для того, чтобы микропроцессорный проект был успешным, нужны миллионные тиражи. Миллионные тиражи в отдельно взятых нишах, например, только космос, или только научные исследования обеспечить очень сложно. Поэтому коммерческий успех приходит с огромным тиражом. Огромный тираж — это коммуникации, это связь всевозможная и так далее. Изначально было понимание, что нишевой процессор будет органичен в тираже, а процессор общего назначения будет востребован. В тот сегмент общий, условно назовем его передача данных — связь, куда мы выходим со своим процессором, он позиционирован очень хорошо в плане производительности и в плане энергопотребления».

Размер первой партии Baikal-T1 составит 100 тысяч устройств, отпускная цена — 60 долларов за чип в партиях от 100 штук. В планах «Байкал электроникс» — продать до 20-го года не менее 5 млн процессоров. В компании утверждают, что среди заказчиков — уже более 100 фирм, около 20 из которых — зарубежные, в том числе один из крупнейших тайваньских производителей промышленных компьютеров и встраиваемых систем Lanner Electronics.

По своим характеристикам Baikal-T1 ничем особо не выделяется среди конкурентов: два ядра MIPS с тактовой частотой 1,2 ГГц (архитектура лицензирована у британской Imagination Technologies) и не поражающая воображение производительность. Но для тех областей применения, на которые нацелен процессор, это некритично. В самой же компании конкурентным преимуществом своей разработки называют низкое энергопотребление. Что представляет собой Baikal-T1 с технической точки зрения?

Дмитрий Рябининруководитель HiTech Mail.ru«Если смотреть чисто на характеристики, то российский процессов Baikal-T1 на несколько поколений отстает от зарубежных аналогов. Я имею в виду Amd, Intel. То есть, по сути, нам предлагают довольно простое решение прошлых лет, двухъядерное и не очень мощное. На волне импортозамещения в рамках госзаказа решение — вполне себе жизнеспособное. Другой вопрос, куда двигаться дальше. В любом случае, на мой взгляд, очень хорошо, что этим начали заниматься, потому что нужно с чего-то начинать».

На каких рынках может быть востребован Baikal-T1?

Денис Кусковгендиректор аналитического агентства Telecomdaily«Пока еще рано говорить о каких-то качественных характеристиках, с точки зрения суммы, потому что есть масса китайских производителей, корейских производителей, которые производят процессоры по гораздо более низким ценам. Пока про зарубежные рынки, наверное, не идет речи вообще, в принципе. Я думаю, что в лучшем случае это страны ЕврАзЭС, потом это уже будет видно по качественным характеристикам. Но я думаю, что это время не 2015 и 2016 годов».

По словам экспертов, у обеих разработок — и у «Эльбруса», и у «Байкала» — есть шансы на успех только в том случае, если госкомпании и государственные учреждения обяжут закупать российские компьютеры на базе российских процессоров. Кстати, в октябре прошлого года в Госдуму были внесены поправки, согласно которым госструктуры, госкорпорации и их «дочки», а также естественные монополии не смогут закупать иностранные IT-продукты, которые имеют два и более российских аналога. Один из главных аргументов тех, кто выступает за импортозамещение в компьютерной области, — использование иностранных компьютеров и ПО может привести к утечкам информации. Условно говоря, какой-нибудь сотрудник АНБ США, сидя в Вашингтоне, может хозяйничать в ПК российского чиновника, используя «бэкдоры» — недокументированные функции, заложенные в устройство или программу на этапе разработки. Насколько оправданны такие опасения?

Илья Сачковгенеральный директор Group-IB«Бэкдоры» могут быть в любом ПО, в любом оборудовании. Когда в России практически отсутствует специалисты по микроэлектронике, заводы, индустрия, культура, я не думаю, что это будет просто экономически целесообразно. С точки зрения безопасности, возможно все, что угодно, но есть у государства понятный, работающий механизм проверки, многолетний. Неспроста у нас операционная система Windows используется в государственном аппарате и в различных министерствах. И вот таких случаев, чтобы было доказано, что происходило что-то страшное, таких случаев не было. Поэтому в паранойю абсолютно не стоит впадать».

Еще одна страшилка: в случае дальнейшего ухудшения отношений России и Запада под санкции попадут поставки в нашу страну компьютеров и комплектующих из-за рубежа. Этого никогда не случится, уверен Илья Сачков.

«По-прежнему можно в Москве купить и продукты санкционные. Каким-то образом люди находят. У нас появятся белорусские процессоры, наверное, белорусские операционные системы, как обычно, там, казахстанские. При этом опять же хорошо, что у нас процесс идет — даже мы используем некоторые процессоры в некоторых особо критичных проектах. Но паранойи тоже не должно быть. Вот таких суперпубличных случаев, когда доказано было, что в компонентной базе что-то находится, это к чему-то привело, таких случаев нет».

В общем, прорыва пока не случилось. Российские производители только пытаются наладить выпуск отечественных процессоров и компьютеров на их основе — все еще не слишком производительных и достаточно дорогих. Ну а Google, тем временем, объявил о создании работающего квантового компьютера, производительность которого в 100 млн раз выше, чем вычислительных машин на традиционных процессорах.