Мировые цены на нефть с утра продолжили рост на фоне конфликта между Саудовской Аравией и Ираном, но после перешли к коррекции. Накануне бочка Brent вплотную подбиралась к отметке в 39. Между тем The Washington Post пишет, что Саудовская Аравия рискует стать жертвой войны нефтяных цен, развязанной ею самой.

Издание отмечает, что ввиду бюджетного дефицита, увеличившегося до 15% ВВП, Саудовская Аравия не может позволить себе продолжать тратить деньги на то, чтобы удерживать цены на нефть. При этом добыча сланцевой нефти в США может оставаться прибыльной при более низких ценах, чем прежде, пишет WP. Что будет с нефтяными ценами?

Сергей Хестановсоветник по макроэкономике генерального директора брокерского дома «Открытие-брокер»«Если посмотреть на то, как реагировали цены на нефть на конфликты на Ближнем Востоке, то в последние два-три года наблюдается парадокс, несмотря на то, что конфликты происходят и даже имеют тенденцию к усилению, с каждым новым раундом роста эскалации цены на нефть растут все слабее и слабее. Если взглянуть на отзыв послов Саудовской Аравии из Ирана, то, с дипломатической точки зрения, это последний шаг перед объявлением войны, то есть это очень сильное решение. И тем не менее рост нефтяных котировок, которые мы увидели, был достаточно умеренными. Это говорит о том, что на мировом нефтяном рынке сохраняется большой избыток предложения нефти, наверное, около 2-3 млн баррелей в сутки. И этого избытка заведомо хватит для того, чтобы компенсировать любое снижение добычи, которая может произойти в результате эскалации этого конфликта. Этот факт и приводит к тому, что накал напряжения на Ближнем Востоке растет, а рост нефтяных котировок не конвертируется. Соответственно, до тех пор, пока избыток на рынке нефти сохранится, такое положение дел будет продолжаться. Именно поэтому не стоит преувеличивать значение вот этих громких заявлений. Если заявление, что Саудовская Аравия может сама стать жертвой нефтяных цен, повлияет на цены, то, скорее всего, не в 2016 году, а заметно позже. Есть такая поговорка, которая гласит, что генералы всегда готовятся к прошедшей войне, тем более, если они эту войну выиграли. Если вспомнить историю развития событий на нефтяном рынке 85-86-ых годов, в которых падение цен произошло более чем 4 раза. То Саудовская Аравия, в принципе, своей цели тогда достигла. Многие производители нефти, в том числе и СССР и потом Россия, заметно снизили объем добычи. Объем добычи в России восстановился только ближе к середине 2000-х годов. Поэтому весьма вероятно, что если эта тактика однажды привела к успеху, то Саудовская Аравия будет, так или иначе, придерживаться этой тактики и в будущем. Кроме того, финансовые трудности Саудовской Аравии не стоит преувеличивать. Значительная доля расходов бюджета — это расходы, которые связаны с финансированием королевского двора, они могут легко быть уменьшены без малейшего роста социальной напряженности. Кроме того, Саудовская Аравия — это, наверное, одна из единственных нефтедобывающих стран, которая еще не использовала такой инструмент как девальвация национальной валюты. Соответственно, умеренная оптимизация бюджета и опять-таки умеренная девальвация саудовской валюты даст властям возможность продолжать свой курс, которому они следуют сейчас, практически как угодно долго в разумных пределах. Именно поэтому делать прогнозы о том, что низкие нефтяные цены наносят вред Саудовской Аравии, что заставит Саудовскую Аравию отказаться от этого, мне кажется, что эта гипотеза неверна, что давление на нефтяные цены со стороны Саудовской Аравии может сохраниться достаточно долго».

Саудовская Аравия, конечно, пострадает от низких нефтяных цен, но только если такие цены продержатся еще несколько лет, считает начальник аналитического отдела компании «УНИВЕР Капитал» Дмитрий Александров.

Дмитрий Александровначальник аналитического отдела компании «УНИВЕР Капитал»«Грубо говоря, Саудовская Аравия — среди тех стран, которые в последнюю очередь пострадают от низких цен и окажутся перед лицом невозможности исполнять те бюджетные обязательства, которые взяты. Но для этого нужно, чтобы прошло еще несколько лет, потому что даже, если учитывать те резервы, которые имеет страна, то это не только просто наличные доллары, это не золото, это в основном ценные бумаги долговые американские. Но тем не менее если нет такого соглашения, которое запрещает им продажу этих бумаг, негласно, то они могут этот 15-процентный дефицит бюджета, в принципе, финансировать довольно свободно еще на протяжении 1,5-2 лет. Грубо говоря, это слишком большая вилка, чтобы можно было это как-то транслировать в бюджетной проблеме на среднесрочный период ожиданий по ценам. В целом, да, конечно, ожидание все сводится к тому, что Саудовская Аравия окажется в выигрышном положении, тем не менее, даже та иранская нефть, которая будет выходить на рынок в этом году, не сможет полностью компенсировать снижение объемов добычи США, в Северном море, в России, по тем месторождениям, которые будут отложены в воды, соответственно, это выпадающая добыча для 2017-2018 года. То есть это те отстроченные ожидания, которые в целом позволяют сейчас рынкам рассчитывать на подъем цен где-то во второй половине этого года, но мы видим, что подобные ожидания очень легко сдвигаются на квартал еще, и именно поэтому нельзя на них опираться, с точки зрения конкретного прогнозирования цены».

Напомним, что конфликт между Саудовской Аравией и Ираном обострился после казни шиитского проповедника. Это возмутило Иран, и поставило две страны на грань войны.