Поддержка автопрома как перекладывание денег из одного кармана в другой
Российского автопрома не коснётся повышение налога на утилизацию. Правительство увеличило субсидии автозаводам на 65%. Сразу вслед за индексацией утилизационного сбора на те же 65% с 1 января 2016 года
Читать на полной версииУвеличение расходов на промышленные субсидии для автопрома, по сути, возмещает российским автоконцернам выплаты в бюджет. Официально в кабмине эту меру связывают с поддержкой падающего российского авторынка и рассчитывают приостановить рост цен на машины. По сути, эта мера вынужденная, считает партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто.
Игорь Моржареттопартнер аналитического агентства «Автостат»«Государство пытается каким-то образом своим производителям компенсировать затраты, выплачивать даже большие субсидии, которые направлены на самые разные цели, совершенно благие — на научно-исследовательские и конструкторские работы, на компенсацию выпуска современных автомобилей, компенсацию содержания рабочих мест и так далее, там несколько пунктов есть. То есть, поддержка производителям очень сильно нужна в условиях стремительно падающего рынка, и если не выплачивать эти деньги, многие производители вообще будут на грани закрытия. Это приведет, соответственно, к потере рабочих мест, к безработице со всеми вытекающими. С одной стороны, здорово, что государство поддерживает наших производителей, с другой стороны надо понимать, что это никакой не утилизационный сбор, это дополнительный налог, то есть перекладываются деньги из одного кармана в другой. Единственные, кому не компенсируются эти деньги, это экспортеры, которые завозят сюда автомобили напрямую. Но поскольку они в структуре авторынка занимают сейчас небольшую часть, сегмент сокращается, сейчас по итогам года выяснится, что процентов 20 всего, и в первую очередь это модели премиального класса, то, в общем-то, на рынке это как-то особенно не скажется».
Эта мера поддержки российского автопрома напрямую связана со вступлением России в ВТО, которая запрещает налоговые преференции для одних производителей в ущерб другим. Поэтому налог на утилизацию един для всех, а вот на субсидирование могут рассчитывать только российские автоконцерны, в том числе местные производители иностранных марок автомобилей, пояснил автоэксперт Роман Гуляев.
Роман Гуляевавтоэксперт«По сути, это введенная еще в прошлом году мера поддержки отечественного автопрома под названием «увеличение утилизационного сбора». Поскольку правилами ВТО, а Россия входит в ВТО, запрещено ставить производителей из одной страны над производителями из другой страны, утилизационный сбор увеличен для всех, но все те, кто собирает автомобили в России, имеют право на субсидии, которые являются практически возмещением этого утилизационного сбора. Поэтому утилизационный сбор вырос, соответственно, выросли и субсидии. Нельзя сказать, что это было предсказуемо, потому что очень большой вопрос, насколько у правительства хватит денег на поддержку автопрома. Как мы знаем, бюджет не резиновый и потребителей в бюджете, особенно сейчас, очень много разных, поэтому предсказать, что это будет 100% так нельзя, но раз увеличили, значит, это очередная мера по поддержке отечественного автопрома».
Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал документ о повышении субсидий 30 декабря 2015 года. Речь идет о субсидировании затрат, связанных с выпуском машин с двигателями класса «Евро-4» и «Евро-5», затрат на содержание рабочих мест, а также использование энергоресурсов.