Вопрос, зачем коммунальщики в мороз и в отсутствие осадков поливают сухие дороги, был направлен в столичный департамент ЖКХ. Оперативного ответа не последовало. Этот вопрос возник у тех, кто в новогодние каникулы выезжал из Москвы: при возвращении в столицу дворники автомобиля начинают работать на износ. Своими наблюдениями поделился главный редактор Business FM Илья Копелевич:

Илья Копелевичглавный редактор Business FM«За последние дни я несколько раз совершал длительные поездки. Перед Рождеством ехал в Москву из Тверской области, ехал до Зеленограда по абсолютно нормальной дороге, ни разу не дернул дворниками. Но после Зеленограда начался кромешный ад, каждые 30 секунд приходилось омывать стекло. Для сравнения: к большому своему удивлению, буквально на днях после сильного снегопада в Москве, когда, очевидно, еще не успели всем этим полить, я прекрасно ехал. Да, было слегка заметено, но это мешало гораздо меньше, чем эта безумная жижа».

Главному редактору повезло — у него не замерзла незамерзайка. В отличие от огромного числа автомобилистов, которые стояли на обочинах и кто чем мог стирал со стекла эту уже замерзшую черную жижу.

Так что же это за субстанция? В 2009 году этим вопросом задались в МГУ. Ученые взяли пробы с брызговиков автомобилей и непосредственно с трасс на юго-западе Москвы и изучили то, что получилось в результате взаимодействия снега, льда, реагента и всего того, что попадает под колеса. Из-за взаимодействия реагента с резиной ее износ зимой резко увеличивается, в результате из покрышек в черную жижу попадают углерод, сера, кремний и частицы каучука. Авторы исследования отмечали, что, по самым скромным подсчетам, на дороги за счет истирания покрышек ежегодно попадает не менее 600 кубических метров сажи и 1200 кубических метров других компонентов. По словам ученых, это все равно что 500 полностью загруженных самосвалов будут ежегодно выгружать все это прямо на дороги.

Следующий компонент жижи — то, что «выгрызают» шипы из асфальта: битум, песок, гравий и так далее. Третья составляющая — химический и механический вынос битумных, масляных и иных соединений с днищ автомобилей, обработанных антикоррозийным покрытием, продукты выхлопа и вишенка на торте — незамерзайка, в состав которой часто может входить все что угодно. Выводы исследования: реагенты губительны для почвы и грунтовых вод, вредны для обуви и одежды и опасны для животных.

В Сети собирают подписи под петицией о запрете применения реагентов. Впрочем, многие эксперты не так категоричны и признают, что во время сильных снегопадов плавить снег необходимо, особенно в Москве: если его убирать только механически, мегаполис встанет. Вопрос, зачем поливать сухую дорогу в 20-градусный мороз, остается открытым. А ответ мало кого удивит, считает руководитель общественной системы «Обеспечение безопасности дорожного движения» Константин Крохмаль:

Константин Крохмальруководитель общественной системы «Обеспечение безопасности дорожного движения»«Идет банальный расход закупленных поливочных средств. Есть определенный график, который не зависит от погоды, состояния дороги и так далее. Поэтому на чистую сухую дорогу выезжают поливочные машины и делают из нормальной безопасной дороги смертельную трассу. Здесь все банально. Этим занимается служба, которая должна израсходовать определенное количество тысяч тонн этого вещества и закупить его еще больше у каких-то подрядных организаций. Если они не закупают, тогда не получается прибыль, премии и так далее».

Вопросы, в каких объемах и на какую сумму на сезон 2015-2016 были закуплены реагенты, есть ли график их применения и что происходит с остатками реагентов, если в текущем периоде они не были израсходованы полностью, также были направлены редакцией Business FM департаменту ЖКХ. Оперативной реакции не последовало.